Структура и цена капитала фирмы
Во-первых, предприятие как целостный имущественный комплекс - это не то же самое, что его отдельные элементы. Уже поэтому цена предприятия в целом необходимо должна отличаться от суммы бухгалтерской оценки его компонентов.
Во-вторых, цену предприятия в целом формирует и целый ряд факторов, не находящих отражения в бухгалтерском учете: устойчивость клиентуры, отношения с контрагентами, конкурентные преимущества, будущие прибыли и так далее. Этот комплекс факторов и складывается в то, что на западе называют гудвилом, а у нас деловой репутацией.
Гудвил или деловая репутация имеет определенную стоимость. Стоимость эта может иметь положительное значение - в том случае, если перечисленные факторы увеличивают цену предприятия, а может иметь и отрицательное значение. В последнем случае предприятие за счет неконкурентноспособности, испорченных отношений с контрагентами и т.п. стоит дешевле, чем стоят его чистые активы. Следовательно, цена предприятия формируется так, что покупатель, как правило, либо «переплачивает», либо «недоплачивает» относительно стоимости его (предприятия) чистых активов.
Таким образом, сумму гудвила или деловой репутации предприятия можно исчислить по следующей формуле:
= S - (A - L), где
- сумма гудвила;- цена, уплачиваемая за приобретаемое предприятие;- совокупная стоимость активов предприятия;- сумма кредиторской задолженности, переводимой продавцом на покупателя предприятия.
Если G получается со знаком (+), то имеет место положительная деловая репутация, если со знаком (-) - отрицательная деловая репутация.
Согласно пункту 27 ПБУ 14/2000 «положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта» нематериальных активов. «Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов».
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 29 ПБУ 14/2000 «приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход».
Задание 2. Необходимо определить стоимость продаваемой действующей фирмы по следующим данным:
· собственные средства фирмы - 10 млн. руб.;
· стоимость основных фондов по балансовой оценке - 1,2 млн. руб.;
· после переоценки по рыночной стоимости - 2 млн. руб.;
· стоимость имиджа фирмы и другого неосязаемого капитала - 2,2 млн. руб.