Анализ кадрового потенциала и обзор кадровой политики организации
Формирование и использование кадрового потенциала исследуемой организации можно проанализировать на нескольких этапах:
§ Процесс определения необходимой численности и структуры персонала, а также профессиональной квалификации (нормирование и планирование).
§ Процесс набора персонала: критерии отбора, собеседование, анкетирование, рекомендации.
§ Процесс развития персонала - обучение, тренинги, наставничество, ротация.
§ Процесс использования персонала - производительность труда, регламентация трудовой деятельности, рационализация производственного процесса.
§ Мотивация результатов труда и поведения персонала.
Процесс планирования количественной потребности персонала в ООО «Айгуль» выглядит следующим образом: на совещании у главного директора руководители отделов компании (директора, главный бухгалтер) определяют состав экспертной комиссии, в состав которой входят главные специалисты компании или руководящий персонал. Эксперты анализируют прогнозируемые показатели деятельности компании, которые предварительно готовят руководители отделов, высказывают собственное мнение о необходимости найма на работу новых работников. После чего генеральный директор, взвесив все возможные варианты, принимает окончательное решение о необходимости найма на работу дополнительного персонала. Если решение положительное, то начинается процесс подбора персонала, за организацию которого отвечает в основном начальник отдела кадров.
Набор персонала традиционно делится в организации на внешний и внутренний. Преимущества внешнего отбора состоят в том, что в организацию вовлекаются новые люди, приносящие с собой новые идеи, создаются возможности для более активного организационного развития. Источниками внешнего отбора являются: объявления в газетах и торговых точках, агентства по трудоустройству.
Иногда новый работник принимается на работу через внутренний набор или другие источники. Преимущества внутреннего набора состоят в том, что работник является уже адаптированным к коллективу по сравнению с вновь принятым на работу, его способности оцениваются выше, выше и удовлетворенность трудом.
При подборе персонала в ООО «Айгуль» используются следующие критерии отбора:
§ высокая квалификация;
§ личные качества;
§ образование;
§ профессиональные навыки;
§ опыт предыдущей работы;
§ совместимость с окружающими (личные качества).
Источники набора кадров в ООО «Айгуль» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура источников набора кадров в ООО «Айгуль»
Из приведенных диаграмм видно, что при наборе персонала руководство ООО «Айгуль» практически не обращается к специалистам - службам занятости, рекрутинговым фирмам, а осуществляет набор преимущественно из объявлений в газетах. В исследуемой организации присутствует ротация кадров только вертикального характера: сотруднику предлагается более высокая должность на испытательный период, в случае, если он не справляется с представленной должностью, - он возвращается на предыдущее место работы. Причем подбор из внутренних источников осуществляется в основном при наборе сотрудников на руководящие должности, хотя в некоторых случаях эффективность от этого только снижается, поскольку для управления крупной торговой организацией инициативность и креативность важнее, чем трудность адаптации нового сотрудника-менеджера в коллективе.
Таким образом, необходимо отметить, что в организации отсутствует четкая, эффективная система подбора персонала.
Процесс набора персонала в ООО «Айгуль» осуществляется в два этапа: первый этап - ознакомление с резюме и рекомендательными письмами принимаемого на работу сотрудника или, при отсутствии резюме, заполнение специального заявления, содержащего; второй этап - личное собеседование с сотрудником отдела кадров. Проведение собеседования - самый сложный этап отбора, за короткое время необходимо получить информацию по самым разным темам: