Компетентность организации и менеджера в управлении временем
Компетентность во времени - это умение соотносить, согласовывать свое персональное время со временем других людей, своей работы, организации и т.п.
Идеальная картина соотношения личных и организационных целей, включая цели управления временем, отображена на рис. 1.3.1.
|
| |||||
Рис. 1.3.1. Идеальное соотношение личных и организационных целей
Но ситуация может выглядеть и следующим образом (рис. 1.3.2.):
Рис. 1.3.2. «Индивидуальный» вариант управления временем
В данном случае мы имеем классический «индивидуальный» вариант управления временем, никак не связанный с деятельностью организации. Обладая целями управления временем, он никак не связан с целями деятельности организации (и с персональными целями деятельности в качестве члена этой организации), подобный сотрудник многие виды организационного времени будет воспринимать как временные помехи.
Такой тип поведения ориентирован на категорическое избегание всяческих совещаний и собраний. Однако современный менеджмент, жёстко ориентированный на эффективное достижение результатов, вряд ли будет терпеть подобную нелояльность даже со стороны квалифицированного сотрудника.
Возможна и обратная ситуация, когда со стороны организации начинают форсированно вводиться цели и задачи, связанные с управлением временем. Это может быть внедрение жестких временных стандартов для уже существующих технологических схем. Схематически это можно отобразить так (рис .1.3.3.):
Рис. 1.3.3. Управление временем со стороны организации
В данном случае с большой точностью можно предсказать возникновение серьезного психологического сопротивления подобным новшествам управления временем со стороны сотрудников. Мало того, подобная ситуация может негативно сказаться на достигнутом ранее пересечении индивидуальных и организационных целей.
Возможно, некоторым компромиссом может стать внедрение организационных целей управления временем на основе решения конкретных профессиональных или карьерных задач сотрудника. Тогда ситуация будет выглядеть следующим образом (рис. 1.3.4.).
Предположим, что сфера пересечения целей организации и личных целей сотрудника связана, например, с карьерным ростом. Сотрудник имеет определенные карьерные амбиции, а организация заинтересована в продвижении и закреплении действительно квалифицированных работников. В данном случае, если сотрудник будет знать, что принятие им организационных целей управления временем является необходимым условием для достижения его личных целей, то значительного сопротивления не возникнет.
Рис. 1.3.4. Компромиссное соотношение личных и организационных целей
Четко сформулированные цели в организации помогают найти точки пересечения между целями организации и индивидуальными целями сотрудников [1].
Можно привести четыре довода, объясняющих назначение целеполагания:
1. Четкая формулировка целей определяет смысл существования фирмы, и, следовательно, работа каждого сотрудника становится более осмысленной. Понимание всей системы целей деятельности организации облегчает согласование (нахождение точек пересечения) организационных и личных целей.