Компетентность организации и менеджера в управлении временем
Можно выделить три основных типа тайм-менеджмента (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Типы тайм-менеджмента
Тип ТМ |
Индивидуальный |
Ролевой |
Социальный |
Субъект (кто управляет) |
Сам человек |
ТМ-консультант |
ТМ-консультант |
Объект (кем управляют) |
Сам человек |
Личность (профессионал) |
Группа (организационная подструктура) |
Цель (для чего) |
Оптимизировать достижение индивидуальных жизненных целей личности |
Оптимизировать процесс и результат выполнения социально-ролевых (профессиональных) функций |
Оптимизировать процесс и результат выполнения организационных функций, включая взаимоотношения |
Предмет (чем управляют) |
Личностные знания, способности, умения |
Профессиональные знания и навыки, стратегии поведения |
Номы, правила, стандарты, алгоритмы, способы деятельности и коммуникации. |
Мотивация (почему, ради чего) |
Внутренняя: интерес, желание стать лучше |
Частично внутренняя (желание повысить компетентность), частично внешняя (трудности в работе). |
Внешняя: медленная и неэффективная работа, сложности с управлением группой |
Первый тип
ТМ, условно названный «индивидуальным», осуществляется с опорой на парадигму личностного саморазвития. В данном случае человек выступает в роли «сам себе тайм-менеджер», используемые им методы управления временем предельно индивидуализированы, что-то он берет для себя из книг, чему-то обучается на специализированных курсах и тренингах, что-то изобретает для себя сам. По существу, такой индивидуальный ТМ выступает как своеобразное хобби и нацелен на достижение прежде всего внутриличностных целей, в контексте совершенствования человеком своих способностей и творческой самореализации. Сфера приложения подобного индивидуального ТМ чаще всего — творческие увлечения (художественное или техническое творчество) и обучение (работа с информацией). Типичным примером здесь может быть, например, самостоятельное изучение какого-либо иностранного языка, которое осуществляется по разработанному самим учеником плану, с использованием каких-либо приемов и способов запоминания и воспроизведения информации и т. п.
Ролевой ТМ
отличается от «индивидуального» двумя важными аспектами: во-первых, он более специализирован, привязан к решению конкретных профессиональных или карьерных задач, а во-вторых, требует участия в процессе управления временем профессионала консультанта по ТМ. «Привязанность» управления временем к решению профессиональных задач предъявляет более жесткие требования к используемым методам ТМ и, следовательно, делает участие в работе консультанта-эксперта крайне необходимым. Например, достаточно частой является жалоба менеджеров высшего и среднего уровня на перегруженность рутинной документацией — письмами, докладными записками и т. п. Если решать эту проблему в контексте индивидуального ТМ, то придется обучить каждого менеджера каким-либо техникам скорочтения, что может потребовать нескольких недель, а то и месяцев напряженных занятий. Необходимо будет сначала изучить:
1) объем и формы представления входящей информации;
2) характер задач, стоящих перед менеджером-реципиентом данной информации;
3) индивидуальный стереотип действий по обработке входящей информации, характерный для данного менеджера, и т. д.
«Социальный ТМ» стоит несколько особняком по сравнению с другими типами ТМ, не столько благодаря своему особому объекту — группе людей и/или организационной подструктуре (организации в целом), сколько благодаря специфическим требованиям.
Примером подобной деятельности может быть разработка (проектирование и внедрение) новых стандартов деятельности подразделения, более четко включающих в себя фактор времени, и системы контроля, где более жестко будут учитываться временные параметры тех или иных трудовых операций. Разумеется, подобная деятельность требует глубоких знаний стратегического и оперативного менеджмента, структуры организации, характера ее производственных процессов и др.