Компетентность организации и менеджера в управлении временем
Кроме решения задачи по организационному развитию, в рамках «социального ТМ» в обязательном порядке решается и еще одна задача - обучение и адаптация группы людей к произошедшим изменениям (в оргструктуре или характере деятельности). Обучение обычно носит достаточно традиционный характер (проведение тренингов, курсов, семинаров), а вот мероприятия по адаптации персонала могут принимать самые разнообразные формы - от тренингов командообразования до обширных мер по формированию корпоративной культуры, включающей в себя время как одну из ключевых ценностей.
Три выделенных типа ТМ весьма сильно отличаются друг от друга. Каждый из типов ТМ требует особой организации деятельности, использования особых форм работы (диагностика, анализ деятельности, проектирование, индивидуальное консультирование или даже психотерапия, индивидуальное или групповое обучение, включая тренинги и др.) и применения специализированных методов ТМ [29].
Управление временем – это очень сложный процесс, хотя и кажется, что все понятно и легко. Очень важно при усовершенствовании собственных навыков планирования и выполнения запланированного уметь переключаться от большого к малому – это так называемое «дерево целей». На нижних «этажах» можно улучшать мельчайшие детали. На верхних «этажах» - в стратегических целях – уметь ставить такие цели, которые другим людям могут показаться слишком дерзкими. Очень часто люди не ценят именно простые, но сильные решения, которые, повторяясь ежедневно сотни и тысячи раз, если просуммировать общий эффект за год, дают колоссальный результат.
Умение экономить время на мелочах (как в японской системе Кайзден – не делать лишних движений, не тратить время и силы, экономить все, что может быть сэкономлено) дает весьма ощутимую выгоду, если оценивать результат глобально. Умение предвидеть результаты работы в целом (стратегическое планирование) дает возможность избавляться от малоэффективной работы: например, отдавать ее на аутсорсинг, автоматизировать, нанимать низкоквалифицированный персонал, вывозить производство в регионы с дешевой рабочей силой и т. д. [34].
Однако не стоит думать, что тайм-менеджмент это панацея от всех бед. Он может быть эффективен далеко не всегда. Можно поставить перед собой цель, распланировать пути ее достижения, а в итоге ничего не получить. Необходимо помнить, что цель должна быть конкретной и зависеть только от вас. Грамотно поставленная цель – первый шаг к структурированию времени и упорядочиванию жизни.
Постановка цели помогает определить, насколько близко ее достижение, и установить степень эффективности методов. Так, прежде чем перейти к воплощению тайм-менеджмента в свою жизнь, необходимо разрушить ряд стереотипов в мышлении: например, избавиться от лени, нерешительности, страха перед принятием решений или недоверия к людям.
Правильная организация собственного времени может дать значительные результаты. Исчезает бесконечная гонка и появляется время для отдыха. Жизнь наполняется тем, чем мы сами хотим ее наполнить, становится ярче и интереснее [2].
Один из основателей ТМ - Кови считает, что можно выделить четыре поколения ТМ, между которыми существует преемственность. Первое поколение было сфокусировано на формальном описании деятельности, позволяющем провести инвентаризацию и учет времени. Второе поколение было «помешано» на календарях и органайзерах и сделало следующий шаг: от учета прошедшего времени — к планированию будущего. Третье поколение (существующее в настоящее время), сохранив достижения первой и второй «волн» ТМ, сместило фокус своего внимания на проблему приоритетов (соотнесения фактических трат времени и планов с ценностями), а также на оперативное краткосрочное планирование и контроль над выполнением поставленных задач (то есть на реальную эффективность). Признавая высокую технологическую эффективность третьего поколения ТМ, Кови справедливо критикует его за «бесчеловечность», так как главная проблема для современного человека заключается не столько в том, чтобы управлять временем, сколько в том, чтобы управлять собой (« .the challenge is not to manage time, but to manage ourselves»).
Таким образом, по мнению Кови, четвертое поколение ТМ должно развиваться на совершенно ином ценностном базисе, где первостепенное значение имеют не «вещи» и связанное с ними «время», а «отношения» и «результаты». Главной ценностью объективистского, бесчеловечного подхода к ТМ является «производительность» (количество «вещей» за единицу времени), в то время как главной ценностью «гуманизированного ТМ» должна стать «эффективность» (значительные по уровню «результаты», достигнутые благодаря «отношениям»). Кови предлагает собственный подход к управлению временем в контексте четвертого поколения ТМ [25].