Нормативно-правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
Так, указами Президента РФ регулируется порядок присвоения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, проведение аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок сдачи квалификационного экзамена и т.д.
В существующей системе государственной службы, профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Система государственной службы считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и повышение квалификации органически «встроены» в систему прохождения государственной службы.
Ведущее место в системе профессионального образования государственных служащих принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В этих ведущих учебных заведениях проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственные служащие федеральных государственных органов.
Характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем, какие принципы мы заложим в этот процесс. Принципы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три группы:
- общегражданские, которые предполагают: развитие повышенного чувства ответственности и сознания, в том числе этических качеств, таких как гражданский долг, верность интересам государственной службы; честность и неподверженность коррупционным воздействиям.
- профессиональные,
которые включают: наличие специальных знаний в области права, экономики, социальной психологии и др.; умения использовать эти знания; непрерывность и гибкость профессионального образования служащих; системность и систематичность профессионального образования работников.
- внутрикорпоративные, которые предполагают: привитие навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств; солидарность, взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе; повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего.
В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
) профессиональная переподготовка;
) повышение квалификации;
) стажировка.
Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке и реализации учебных планов и программ.