Нормативно-правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
Профессиональная подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение. Она осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков возлагается на руководителей государственных органов.
Федеральным законом № 79-ФЗ (ст.62) определена и классифицирована система дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:
) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
) результаты аттестации гражданского служащего.
Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получить дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку за рубежом Российской Федерации.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.
По окончании профессиональной переподготовки (переквалификации) государственный служащий имеет право на замещение вакантной государственной должности в соответствии с новой специализацией (профессией) и квалификацией. Но это право не реализуется автоматически.
Отдельный и важный вопрос - дополнительное профессиональное образование для лиц, впервые принятых на государственную службу.
Обучение государственных служащих, впервые поступивших на государственную службу, имеет целью приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной служебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления на замещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.
Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна учитывать следующие факторы:
) задачи и критерии эффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
) модели организации соответствующей государственной деятельности;