Совершенствование правил продажи туристского продукта
турпродукта конечному потребителю - туристу осуществляется по договору купли - продажи, иначе говоря, по договору возмездного оказания туристских услуг. Сделки с контрагентами - транспортными предприятиями, в частности с авиаперевозчиками, могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчартер) или договорами на приобретение блока мест в транспортном средстве (блок - чартер).
Некоторые российские туроператоры применяют при составлении индивидуального тура заявку-договор при организации поездки заграницу, который иногда называется бронированием.
Договорные отношения субъектов рынка являются частью обязательственных отношений, регулирующийся нормативно-правовыми актами.
Статья 420 ГК РФ определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статья 422 ГК РФ гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения гражданско-правовой договор - одно из основных средств регулирования рынка.
В последнее время нормативные документы определяют туристский продукт как право на тур, предназначенный для реализации туриста.
Под туроператорской деятельностью
законодательство понимает деятельность, направленную на формирование, продвижение и реализацию турпакета, то есть организацию путешествия.
Эта деятельность осуществляется юридическим лицом.
Под турагентской деятельностью
понимается деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом),
как правило, на основании устава.
В практике туристской деятельности различают туроператоров и турагентов, работающих на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут, осуществятся по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам.
Под услугами руководителя группы (турменеджера), экскурсовода или гида-переводчика
понимается деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов в ходе проведения путешествия, поездки, экскурсии с туристскими ресурсами в стране (месте) пребывания. К туристским ресурсам
относятся природные, исторические, социально-культурные объекты (природные парки, заповедники, архитектурные сооружения и ансамбли, памятники истории и культуры, театры, музеи, спортивные сооружения) способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и укреплению физических сил.
Таким образом, в разработке, предоставлении и потреблении туристских услуг участвуют следующие субъекты: турист (покупатель); розничный продавец - турагент; оптовый продавец и изготовитель (организатор) тура - туроператор, а также контрагенты туроператора - предприятия и компании, предоставляющие отдельные услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные, страховые услуги, связанные с оформление заграничных паспортов и виз, бронированием и покупкой билетов, и, входящие в состав тура.
В международной практике известны и находят широкое применение ряд соглашений и контрактов, регулирующих взаимоотношение контрагентов с турагентами и туроператорами. Реализация турпродукта возможна по договору поручения (статьи 971-979 ГК РФ), договору комиссии (статьи 990-1004 ГК РФ) и агентскому договору (статьи 1005-1011 КГ РФ). Договор поручения предполагает, что турагент в отношении с туристами выступает в качестве официального агента - производителя туристской услуги и действует строго в рамках данных ему туроператором полномочий. Если турагента связывает с туроператором договор комиссии, то в это случае продавец, забронировав у туроператора определённую квоту турпродукта, реализует туристские услуги в счёт этой квоты от своего лица. К агентскому договору применяются те же положения, что установлены для договоров поручения и комиссии, с возможностями ограничения прав в зависимости от того, действует турагент от своего имени или от имени туроператора - принципала.