Пути интеграции систем менеджмента, ориентированных на всеобщий менеджмент качества
Системы менеджмента базируются на одних и тех же процессах, одних и тех же функциях, на одной и той же структуре. Различия только в целях и распределении ответственности, которые указываются в Политике в области качества и матрицах менеджмента. При таком подходе исчезает необходимость строить отдельные системы, а потом «интегрировать» их. Интеграция систем сводится к интеграции процессов и стандартизации функций.
Системы менеджмента не просто нацелены на выполнение требований заинтересованных сторон, но и реализуются при все более возрастающем сегодня внимании этих сторон, имеющих свою точку зрения на то, что является успехом для предприятия. Потребитель хочет получать качественную продукцию Обществу не нравится, когда даже качественная продукция производится при регулярном нанесении ущерба окружающей среде. Персоналом требует безопасных условий труда.
Чтобы разнонаправленные движения не «разорвали» организацию, она должна выровнять круг. Для этого высшее руководство должно обеспечить баланс интересов заинтересованных сторон.
Все более полно удовлетворяя запросы большинства заинтересованных сторон, организация выходит на новый уровень. Предыдущий уровень (внутренний круг) относился к менеджменту, который способен удовлетворять требованиям отдельно взятых стандартов. Новый уровень (внешний круг) - это уже уровень TQM.
Сложившаяся практика разработки двух и более систем с последующим сведением их воедино приводит к увеличению затрат ресурсов на их разработку и внедрение, и затрудняет их восприятие пользователями в связи с неизбежным ростом объема документации.
Зачастую создаются трудности управления организацией, так как любая система создаваемая на основе требований стандартов, предлагается как «довесок» к уже действующей системе управления. Полагаем, система менеджмента должна быть интегральной (связанной, цельной, единой и разрабатываться должна путем интеграции процессов в рамках единой модели менеджмента сквозного её документирования.
Исследования и разработки в области построения интегрированных систем менеджмента, ориентированных на всеобщее качество, находятся сейчас в начальной стадии своего развития. На данный момент нам не известно ни одного случая создания полностью интегрированной и сертифицированной системы менеджмента. Интеграция менеджмента пока идет методом добавления автономных систем друг к другу и их последовательной сертификации на соответствие существующим международным и национальным стандартам. Однако проведение теоретических исследований и первоначальный опыт показывают, что создание интегрированной системы менеджмента, ориентированной на всеобщее качество, позволяет организации получить следующие положительные результаты:
. обеспечить большую согласованность действий внутри организации, создавая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий и сотрудничества выше, чем простая сумма отдельных результатов;
. минимизировать функциональную разобщенность в организации, возникающую при наличии автономных систем менеджмента;
. упростить систему управления организацией за счет того что число внутренних и внешних связей в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;