Пути интеграции систем менеджмента, ориентированных на всеобщий менеджмент качества
использование перспективных возможностей улучшения;
экономия ресурсов;
улучшенные взаимоотношения с заинтересованными сторонами;
повышение качества информации для принятия решений;
рост деловой репутации и поддержка со стороны учредителей.
На сегодняшний день отсутствует какой-либо международный стандарт, определяющий общие требования, руководящие указания и подходы к созданию ИСМ и формирующий единую структуру для интеграции систем менеджмента.
Модель функционирования ИСМ. В качестве основы для интеграции предлагаем использовать модель структуры системы менеджмента, представленную в Руководстве ИСО 72:2001. В этой модели можно выделить шесть унифицированных общих элементов для интеграции систем менеджмента:
политика;
планирование;
внедрение и функционирование;
оценка показателей деятельности;
улучшение;
анализ со стороны руководства.
Рассмотрим характеристики каждого этапа функционирования.
. Анализ и улучшение.
На данном этапе высшее руководство предприятия проводит всесторонний анализ результатов деятельности организации, оценивает достижения и недостатки, определяет политику и цели интегрированной системы менеджмента, которые, в свою очередь, и служат отправным базисом для формирования концепции планирования интегрированной системы менеджмента.
. Планирование ИСМ.
В качестве основного механизма реализации политики и достижения поставленных целей и используется интегрированная система менеджмента. На данном этапе осуществляется формирование/пересмотр процессной модели системы, разработка Программ по достижению целевых показателей деятельности, определение руководителей и критериев результативности процессов, требуемые ресурсы, стандартизация и документирование основных процедур и методов выполнения работ. Именно на данном этапе закладываются управляемые условия, необходимые не только для достижения целевых показателей производственных планов, но и для повышения удовлетворенности заинтересованных сторон за счет достижения поставленных целей.
. Внедрение и функционирование. Выполнение запланированных этапов, программ, мероприятий и требований осуществляется персоналом организации в рамках организационной структуры, возложенных обязанностей и наделенных полномочий в составе документированной ИСМ. Организационная структура, обязанности и полномочия, процедуры системы должны быть документально определены, введены в действие и поддерживаться в рабочем состоянии.
Привлекательность таких результатов делает создание интегрированных систем менеджмента, ориентированных на всеобщее качество, актуальными и весьма перспективным направлением научных исследований и проектных разработок.
Заключение
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.
Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности, безопасности продуктов питания и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.