Пути интеграции систем менеджмента, ориентированных на всеобщий менеджмент качества
управление рисками организации при реализации её стратегии и достижении поставленных целей;
интеграция всех процессов, реализуемых в компании, единую консолидированную систему, представляющую собой целостный механизм управления организацией.
Таким образом, к основным причинам необходимости интеграции систем менеджмента можно отнести:
достижение соответствия всем применяемым требованиям;
управление рисками организации;
улучшение имиджа организации;
снижение непроизводственных затрат;
улучшение взаимодействия с контролирующими, законодательными надзорными органами;
снижение загрязнения окружающей среды;
уменьшение вероятности возникновения инцидентов и аварий;
улучшение условий труда и безопасности на рабочем месте;
требования акционеров и инвесторов.
Интегрированная система менеджмента ИСМ представляет собой совокупность не менее двух систем менеджмента, отвечающих требованиям двух и более стандартов СМ, ориентированных на различные заинтересованные стороны и функционирующих в организации как единое целое [36].
ИСМ обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов:
минимизируется функциональная разобщенность персонала в организации, возникающая при разработке автономных систем менеджмента;
уменьшается трудоемкость. Затраты на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ ниже, чем суммарные затраты при внедрении нескольких систем менеджмента;
лучше учитывается баланс интересов внешних сторон организации по сравнению с параллельно функционирующими системами;
достигается большая «прозрачность»и управляемость, так как число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах;
значительно сокращается объем документов по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах. В ИСМ достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
повышается эффективность объединенной системы менеджмента за счет использования совместных действий таких как определение политики, планирование, подготовка персонала и т.д. [35].
Больше внимания уделяется общим целям бизнеса:
уменьшается конфликтность и вероятность возможных противоречий между вопросами, связанными с качеством, экологией и безопасностью, более целостному подходу к повышению рентабельности, более эффективному использованию ресурсов, улучшению слаженности процесса обмена информацией, исключению дублирования процессов. Переход к риск-менеджменту становится актуальным и необходимым.
Таким образом, от интеграции систем менеджмента можно ожидать следующие основные выгоды для бизнеса:
улучшенное планирование и повышение эффективности деятельности;
обеспечение целостного подхода к управлению рисками;
меньшая степень конфликтности между системами;
уменьшение дублирования и бюрократии;
большая результативность и эффективность внутренних и внешних аудитов;