Правовые аспекты формирования системы кадрового резерва на государственной и муниципальной службе
Проблемам работы с кадровым резервом уделяет внимание также Правительство Российской Федерации. Так, в одобренных Постановлением Правительства от 4 ноября 1993 г. Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики было предложено сформировать республиканские, региональные, отраслевые и другие информационные банки резерва кадров. Кадровым службам органов государственной власти рекомендовалось организовать работу по оценке и формированию кадрового резерва.
Таким образом, принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты по проблемам формирования и использования кадрового резерва создали необходимую законодательную основу для становления новой системы работы с кадровым резервом в структурах государственной службы.
Имеющиеся нормативно-правовые акты позволяют организовать работу с резервом кадров в органах государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в различных ведомствах.
Следует акцентировать внимание на государственную политику в части формирования и нормативно правового обеспечения государственной службы. В целях совершенствования системы государственной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ" О системе государственной службы Российской Федерации <http://www.rg.ru/2003/05/30/sluzhba-dok.html>" реализуется Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".
На данном этапе все еще значимым фактором остается несовершенство системы законодательства, способной обеспечить надлежащее регулирование государственной кадровой политики. Хотя за последние годы здесь немало было сделано. В этом отношении особо стоит отметить принятие Федерального Закона от 02.03.2007 №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», который раскрывает содержание кадровой работы в муниципальном образовании. В этом Законе также обозначены приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы:
) назначение на должность муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных и компетентности;
) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
) повышение квалификации муниципальных служащих;
) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работа с кадрами при ее прохождении.
Помимо этого урегулирован вопрос о формировании резерва муниципальной службы (ст. 33), здесь же установлено, что в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств -участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
На уровне субъектов РФ должны быть приняты законы о муниципальной службе, в которых должны быть установлены реестры муниципальных должностей, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, требования к установлению прав и обязанностей, системы поощрений и наказаний, установление денежного содержания, порядок поступления на муниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой .
Так Областной Закон от 9 октября 2007 г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы в Ростовской области.
Осознавая особую важность кадровой политики и кадровой работы на всех уровнях власти и управления в 1998-2001 гг. Ростовская область первой среди субъектов РФ по Северному Кавказу разработала и реализовала концепцию кадровой политики в органах исполнительной власти области. Для реализации данной концепции был сформирован Совет по кадровой политике при Главе Администрации (Губернаторе) области, являющийся консультативным органом Главы Администрации по вопросам разработки и обеспечения реализации кадровой политики в системе исполнительной власти Ростовской области. В состав совета вошли ведущие ученые ВУЗов и практические работники государственных учреждений и предприятий г. Ростова-на-Дону, по роду своей профессиональной деятельности занимающиеся изучением и практическим внедрением эффективных методов управления персоналом и другими аспектами кадровой работы. Работа совета позволила консолидировать интеллектуальные ресурсы области в вопросах гражданской службы и на основе этой консолидации совещательным путем выработать оптимальные решения по вопросам стратегии кадровой политики Ростовской области.