Правовые аспекты формирования системы кадрового резерва на государственной и муниципальной службе
Одной из основных задач сегодня является формирование высокопрофессионального, стабильного и сбалансированного государственного аппарата, обеспечивающего выполнение субъектом государственного управления своих задач. Поэтому приоритетной в ее решении становится разработка и внедрение системы привлечение специалистов высокой квалификации и профессионализма, обеспечение профессионального и карьерного роста на основе создания системы профессионального образования и развития государственных служащих, реализации карьеры, стимулирования эффективной служебной деятельности. Система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
· профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
· профессиональная переподготовка государственных служащих;
· повышение квалификации государственных служащих;
· стажировка государственных служащих.
В соответствии с Федеральным законом № 79 -ФЗ (ст.62.) определена и классифицирована система дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Признано целесообразным проводить повышение квалификации и стажировку служащих в течение периода прохождения гражданским служащим службы с периодичностью не реже одного раза в три года.
В нашем регионе кадровая работа в области организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих закреплена Областным законом Ростовской Области № 786-ЗС (гл.6. ст. 13).
Под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения дополнительных теоретических знаний, практических навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности.
Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации может включать краткосрочное тематическое обучение по профилю профессиональной деятельности (72-100 часов) с защитой реферата или обучение для углубленного изучения дел по профилю профессиональной деятельности (свыше 160 часов) с защитой выпускной работы. Срок обучения с отрывом от работы составляет от 2 до 6 недель и без отрыва от работы - от 6 недель до 6 месяцев.
Стажировка является отдельным видом дополнительного профессионального образования. Во время стажировки изучается передовой опыт муниципального управления, приобретаются профессиональные и организаторские навыки по занимаемой или более высокой должности.
Неотъемлемой частью механизма реализации кадровой политики иодной из важнейших кадровых технологий управления персоналом является формирование кадрового резерва. Кадровый резерв - это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально - психологическими качествами положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей.
Создание кадрового резерва для выдвижения на руководящие муниципальные должности - многоплановая работа, включающая:
-отбор наиболее достойных работников и включение их в составрезерва;
·ежегодную оценку состава резерва, его пересмотр и пополнение;
·изучение деловых и личностных качеств работников, включенных врезерв, организацию их подготовки и повышения квалификации;
- выдвижение кандидатов из резерва на руководящие должности.
Создание и планомерная работа с кадровым резервом, с целью поддержания его на высоком профессиональном уровне также обеспечивает эффективность механизма реализации государственной кадровой политики. В настоящее время наша страна остро нуждается в подлинно талантливых, энергичных, инновационно мыслящих, эффективных людях. Которым на сегодняшний день не оказывается должной поддержки.
Очевидность такого положения дел озвучено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года, где Президентом особо было подчеркнуто, что планы по переходу к инновационной экономике, к сильному государству, к глобальной конкуренции могут быть реализованы только при активном участии самой талантливой, предприимчивой и умной части нашего общества. То есть для этого нужны хорошо подготовленные управленцы. В рамках этого совещания также была высказана необходимость создания полноценного резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, определены основные задачи государства в этом направлении и Российской Федерации по итогам данного совещания.