Правовые аспекты формирования системы кадрового резерва на государственной и муниципальной службе
Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. № 1252 была создана Комиссия при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. Основной задачей работы комиссии стала координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с отбором, подготовкой, переподготовкой и выдвижением участников Программы формирования резерва управленческих кадров.
Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 27 августа 2008г. № 1153 образована рабочая группа по подготовке предложений по формированию резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента Российской Федерации. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, ученые, представители бизнеса. Руководитель рабочей группы - помощник Президента Российской Федерации О.А. Марков.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формирования резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года, в целях разработки Программы формирования резерва управленческих кадров Ростовской области принято Постановление Администрации Ростовской области от 29.09.2008 № 474 «Об образовании комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Ростовской области и рабочей группы по подготовке предложений для формирования резерва управленческих кадров Ростовской области».
На сегодняшний день во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам состоявшегося 23 июля 2008г. Совещания по формированию резерва управленческих кадров в субъектах российской Федерации завершена работа по созданию резервов управленческих кадров.
В установленный срок (до 1 марта 2009г.) резервы управленческих кадров сформированы во всех субъектах Российской Федерации. Всего в резервы включено 27,5 тысячи человек.
Во всех субъектах Российской Федерации образованы и действуют комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В 68 регионах приняты программы или планы мероприятий по формированию резерва.
Региональные резервы управленческих кадров сформированы на основе конкурсного отбора, рекомендаций государственных органов и органов местного самоуправления, предложений экспертов.
Значительная часть резервов сформирована на должности руководителей коммерческих и некоммерческих организаций (7,8 тысячи человек), руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их заместителей (7,1 тысячи человек). Порядка 20% от общего числа лиц, включённых в резервы управленческих кадров субъектов Российской Федерации, составляют руководители в возрасте до 35 лет.
Региональные резервы управленческих кадров уже используются для замещения вакантных должностей руководителей в органах государственного и муниципального управления, организациях, осуществляющих свою деятельность в приоритетных сферах экономики.
Подводя итог анализу нормативно - правовой базы в области кадровой политики муниципальных образований нужно отметить, что необходимое нормативное регулирование, в настоящее время, для работы в этом направлении создано на всех уровнях государственного управления. Но по-прежнему органы местного самоуправления испытывают дефицит квалифицированных кадров, а привлечение новых талантливых, предприимчивых и умных людей оставляет желать лучшего. Конечно, это связано и с уровнем финансовых возможностей муниципальных образований, и с отношением руководителей местных администраций к кадровой работе.
Необходимость привлечения средств из государственного бюджета очевидна для решения проблемы кадрового обеспечения муниципальных образований. Но действующее законодательство исключает такую возможность. Связующим звеном между федеральным и местным уровнем власти выступает региональный. Этот уровень государственной власти должен реализовать принцип взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы в части обеспечения единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, предусмотренный п. 3 ст. 5 ФЗ № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Резюмируя все вышеуказанное, отметим, что специальная регламентация института муниципальной службы осуществляется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Предшествовавший ему Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» по многим позициям не соответствовал Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», носил излишне общий характер и не обеспечивал должный объем правового регулирования отношений в области муниципальной службы, что приводило к неоправданным различиям в региональном законодательстве, особенно в части определения статуса муниципальных служащих. Кроме того, он не способствовал установлению необходимой взаимосвязи муниципальной службы с государственной гражданской службой Российской Федерации, что, в свою очередь, не обеспечивало единого системного подхода к формированию кадрового состава государственных и муниципальных служащих.