Структура и содержание планов районного управления образования
Цели и задачи воспитания и образования учащихся раскрываются в руководящих документах. Учебные планы и программы определяют основные требования к содержанию учебно-воспитательного процесса, к уровню знаний, умений и навыков школьников. С учетом возрастных особенностей учащихся намечены основные направления воспитательной работы.
Главная задача планирования в системе образования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный уровень реализации этих общегосударственных требований в каждом районе, в каждой конкретной школе, с учетом ее условий и особенностей, определить пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Решению этой задачи подчиненно содержание как пятилетнего, так и годового плана работы районного управления образования, общеобразовательных школ, дополнительных и дошкольных учреждений.
Пятилетний план работы районного управления образования может включать следующие основные разделы:
1. Анализ выполнения плана развития народного образования в районе за предыдущее пятилетие.
2. Определение важнейших целей и задач на новое пятилетие с учетом перспектив экономического и социального развития района, выбор основного звена, важнейших направлений деятельности.
. Осуществление всеобщего обязательного среднего образования.
. Руководство учебно-воспитательной работой.
. Работа с руководящими и педагогическими кадрами образовательных учреждений.
. Укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений, финансово-хозяйственная деятельность.
. Охрана жизни, здоровья и прав детей.
Анализ выполнения плана развития системы образования за предыдущее пятилетие предполагает выявления причин расхождения намеченных задач и достигнутых результатов.
Анализ выполнения плана целесообразно вести по следующим основным направлениям: выполнение 9-летнего всеобуча, осуществление всеобщего обязательного среднего образования; трудоустройство выпускников средних школ; состояние учебно-воспитательной работы в школах и других образовательных учреждениях; обеспеченность школ руководящими и учительскими кадрами; строительство школьных зданий, пришкольных интернатов; создание условий для работы учителей, укрепления учебно-материальной базы школ и других учреждений образования; повышение образовательного уровня и квалификации педагогических кадров, рационализация сети школ и т.д.
За последнее время в практике работы районного управления образования усилился интерес к использованию разнообразных форм анализа работы. Наиболее трудными являются поиск конкретных количественных показателей, попытки применения математических методов для анализа и оценки работы учреждений просвещения. Специфика педагогического труда не позволяет на современном уровне развития науки дать по всем видам деятельности точные количественные измерители, но там, где они существуют, их следует применять. Отсюда и стремление к сравнительному анализу с использованием таблиц, диаграмм, графиков.
Приведем несколько таблиц, которые используются для анализа итогов работы за пятилетие (см. табл. 2-5).
Таблица 2. Охват средним образованием выпускников девятых классов
Годы |
Окончило 9 кл. |
Принято в 10 днев.школы |
Принято в среднеспециал учебное заведение |
Принято в сред. ПТУ |
Принято в прочие ПТУ |
Из них учатся в вечер школ |
Работ и учат заочн |
Всего продолжает обучение Кол % | |
2000 | |||||||||
2001 |
Таблица 3. Своевременное окончание 9-летней школы
Год |
Принято в 1 класс 9 лет назад |
Окончило 9 классов дневной школы |
Окончило 9 классов вечерней школы |
Всего Кол % | |
2000 | |||||
2001 | |||||
и т.д. |