Структура и содержание планов районного управления образования
Остановимся коротко на примерном содержании других разделов пятилетнего плана районного управления образования. В разделе «Осуществление Закона «Об образовании»» намечается комплекс организационных мероприятий обеспечивающих безусловное выполнение Закона «Об образовании», всеобуче и продолжение дальнейшей учебы всех выпускников девятилетних классов, учет детей школьного возраста в соответствии с действующими инструкциями, создание необходимых условий для обучения всех учащихся (наличие интернатов при школах, организация подвоза, питания, рациональное использование фонда всеобуча, обучение детей с недостатками физического и психического развития) и т.д.
Планируется с учетом потребностей народного хозяйства и местных условий наиболее целесообразное распределение выпускников девятых классов по каналам получения среднего образования, а также меры по развитию вечерних (сменных) общеобразовательных школ, по вовлечению в них молодежи, не имеющей среднего образования, и сохранению контингента учащихся.
В разделе «Осуществление Закона «Об образовании»» намечается также конкретные мероприятия по развитию и совершенствованию сети общеобразовательных школ, вечерних (сменных) школ работающей молодежи, специальных школ интернатов, вспомогательных школ, классов с углубленным изучением отдельных предметов, детских домов, пришкольных интернатов, групп и школ продленного дня.
В разделе «Руководство учебно-воспитательной работой» планируются мероприятия по повышению качества уроков, усилению их обучающей, воспитывающей и развивающей функций, по внедрению в практику достижений педагогики и психологии, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Следует предусмотреть повышение уровня работы учреждений дополнительного образования проведение различного рода массовых мероприятий (олимпиады, спартакиады, фестивали, смотры и т.д.). В этом же разделе пятилетнего плана намечаются основные направления работы с родителями и общественностью, организация педагогического всеобуча.
Составной частью раздела «Руководство учебно-воспитательной работы» является график фронтальных и тематических проверок школ и других учреждений образования на пятилетие.
В разделе «Работа с руководящими и педагогическими кадрами учреждений образования» планируется движение кадров школ, дополнительных и дошкольных учреждений (уход на пенсию, выезд и т.д.). Определяются источники покрытия потребности в педагогических кадрах. Важно предусмотреть меры по созданию условий, обеспечивающих стабильность педагогических кадров (строительство жилых домов, бытовых условий и т.д.) следует также спланировать весь комплекс вопросов, связанных с проведением аттестации учителей, созданием резерва руководящего состава, организации стажировки молодых специалистов.
Большое внимание в плане уделяется вопросам воспитания педагогических кадров, повышения уровня их профессиональной квалификации (структура и организация методической работы; содержание занятий с руководящими кадрами школ; направление на заочное обучение учителей, не имеющих соответствующего образования; организация университетов научных и педагогических знаний для учителей, различного рода лекториев; оказание помощи в работе по самообразованию и т.д.). Определяются также формы повышения квалификации работников районного управления образования и районного методкабинета.
Раздел «Укрепление учебно-материальной базы учреждений образования: финансовая и хозяйственная деятельность» охватывает широкий круг вопросов. В этом разделе по годам намечается объем строительства и капитального ремонта зданий школ, дошкольных и дополнительных учреждений, определяются источники финансирования. В плане на пятилетие находят свое отражение вопросы обеспечения школ и других учреждений образования наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дальнейшее совершенствование учебных кабинетов. Следует предусмотреть комплекс мер, связанных с переходом на бесплатное пользование учебниками.
В этом разделе планируются и вопросы организации питания школьников, их летнего отдыха.
Следует предусмотреть формы и методы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений просвещения.
По согласованию с шефствующими предприятиями и организациями намечаются объем и характер их участия в укреплении учебно-материальной базы.
В разделе «Организационные вопросы. Работа аппарата районного управления образования. Совершенствование отчетности и делопроизводства» целесообразно определить единые для всех школ района дни проведения педсоветов, производственных совещаний, родительских собраний, заседаний предметных методических объединений, дни проведения занятий с руководящими кадрами, дни общерайонных массовых мероприятий и т. д. Четко должен быть определен и ритм работы районного управления образования. С этой целью составляется план-расписание (циклограмма) работы аппарата отдела, в котором периодически повторяются мероприятия, «привязываются» к определенным дням недели и месяца