Законы и закономерности менеджмента
Существуют и другие подобные своды законов. В приведенных сводах наблюдаются определенные совпадения и некоторые различия в названиях и содержании законов менеджмента. Анализ содержания указанных законов позволяет сделать следующие выводы:
. различия в названиях отдельных законов не указывают на различия в их содержании;
2. отдельные законы по своему содержанию представляют закономерности и могут быть представлены частью других законов менеджмента;
. ряд названных законов, по сути, являются принципами менеджмента. Законы менеджмента по своему содержанию и сущности должны отвечать следующим требованиям:
Отражать общие устойчивые отношения зависимости в деятельности организации.
Быть общей объективной основой, отражающей структуру и содержание менеджмента.
Проявлять свое действие на все сферы управленческой деятельности, а не на отдельные ее части.
Быть инвариантными к любым организациям, независимо от их вида деятельности, размера, отрасли и др.
Количество законов менеджмента должно быть ограничено, в противном случае организации будут не в состоянии их соблюдать.
Указанные требования имеют отношение к законам менеджмента организаций. Если мы будем рассматривать управление на уровне государства, то не все эти требования могут быть действительными, т. е. отдельные требования потеряют силу.
Законы менеджмента
Из всего разнообразия предлагаемых в литературе законов менеджмента вышеуказанным требованиям отвечают только некоторые.
В авторской формулировке можно выделить следующие законы менеджмента: закон общности целей, закон разделения труда, закон внешнего дополнения, закон инерции, закон экономии времени.
Закон общности целей.
Его смысл заключается в следующем. Эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели. И, напротив, отсутствие общей цели делает работу людей бессмысленной.
Что лежит в основе этого закона?
В качестве ответа на поставленный вопрос приведем следующие аргументы:
. Здравый смысл и элементарные наблюдения действительности согласуются с тем, что люди создают организации и сознательно координируют свою деятельность только для того, чтобы достичь определенного конечного результата, т. е. общей цели. Чем сложнее цель, тем больше людей принимает участие в ее достижении. Эффективным коллективный труд будет тогда, когда полученный результат удовлетворяет потребности каждого из участников. Если полученный результат не удовлетворяет кого-либо из членов организации, то эффективность его труда снижается, или же данный человек прекращает свою работу в коллективной деятельности.
Общая цель является основой создания организации. Именно цель определяет основное направление деятельности организации. Содержание общей цели определяет виды ресурсов, потребляемых организацией, а также функциональные области деятельности (средства и способы достижения цели) работников организации.
Необходимость достижения общей цели при помощи коллективного труда определяет смысл существования менеджмента во всех его проявлениях.
Общая цель определяет степень зависимости организации от внешней сред] как источника ресурсов и условий ее деятельности. Формируя общую цель, работники организации вынуждены учитывать возможности внешней среды в обеспечении их необходимыми ресурсами, а также характер их работы в условиях, задаваемых внешней средой. Следовательно, общая цель отражает не только желаемый результат организации, но и условия, при которых она может быть достигнута.