Законы и закономерности менеджмента
Суть этого закона в менеджменте состоит в том, что все организации обладают некоторыми общими признаками.
. Инерционность организации обеспечивается составом ее элементов и способами их взаимосвязи. Организация по своей структуре представляет собой конечный набор элементов, образующих единое целое и взаимодействующих друг с другом, а также с внешней средой. Особенности, место и назначение каждого элемента определяется собственной целью (подцель общей цели) и способами разделения труда. Элементы в организации относительно автономны и неповторяемые. Относительная автономность элементов определяется их функциями. Именно функции как результат специализации труда придают элементу свойства автономности, одновременно позволяют ему взаимодействовать с несколькими другими элементами и внешней средой.
Свойство взаимодействия служит признаком целостности организации и условием устойчивой целенаправленной ее жизнедеятельности. Внутреннее построение каждого элемента и организации как целого структурного образования есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия внешней среды и существующих в ней функциональных связей и информационных потоков.
Обладая свойством инерционности, каждый элемент, действуя в непосредственной связи с другими элементами, обеспечивает инерционность организации в целом.
. Связи, которые обеспечивают инерционность организации, образуют прямую и обратную связи.
Прямая связь обслуживает менеджеров в процессе принятия решений, обеспечивая их информацией о состоянии ресурсов, поведении управляемых объектов и состоянии внешней среды. Прямая связь образует вход в организацию.
Обратная связь, несущая информацию о поведении объекта как реакции на воздействие субъекта управления и внешней среды. Она информирует менеджера о степени достижения заданного результата или о необходимости принятия дополнительных действий, если результат не достигнут. Таким образом, обратная связь обеспечивает инерционность организации.
Обратная связь, синтезируя внешние и внутренние возмущения, которые стремятся вывести организацию из состояния равновесия, обеспечивает компенсацию этих возмущений при сохранении ее свойств. Отсюда следует, что с помощью обратной связи организация приобретает способность инерции.
Закон инерции проявляется в деятельности организации в создании ею свойства самоорганизации. Первоосновой самоорганизации является обратная связь. Это свойство создает способность организации самоусовершенствоваться и адаптироваться к условиям внешней среды.
Организации, способные к сохранению своего состояния и повышению меры своей инерции, приводят себя в соответствие с условиями внешней среды. Это происходит благодаря особому типу взаимодействия организации с внешней средой на основе обратных связей.
Таким образом, действие закона инерции обеспечивает организации состояние постоянного совершенствования. Отсюда следует, что закон инерции по характеру своего воздействия на менеджмент поглощает выделяемый в литературе закон постоянного совершенствования и превращает его в принцип.
Закон экономии времени.
В менеджменте данный закон связан с производительностью, которая показывает меру использования времени, затраченного на получение результата. Производительность является главным источником экономического роста организации. В современных условиях деятельности организации, в составе производительности первое место занимает экономия живого труда. Следовательно, менеджмент организации должен быть сформирован таким образом, чтобы получение результатов каждым элементом требовало минимального количества времени.