Развитие персонала в мэрии г. Архангельска
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
Во-первых, тем, что выявление принципов и источников формирования кадров государственной службы, рассматриваемых в их органической увязке со всей системой социального управления, является неотъемлемой частью более общей и глобальной проблемы - создания российской демократической государственности, авторитетной и действенной власти в обществе. Сегодня для государственного строительства нет актуальнее задачи, чем формирование специального социального слоя профессионально подготовленных и нравственно воспитанных государственных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов государственной власти в Российской Федерации. Именно по кадрам государственной службы, принципам и источникам их формирования судят о государстве и «качестве» его правового поля. От работы государственных служащих в значительной мере зависит положение дел в нем и обществе в целом.
Во-вторых, особой важностью определения принципов и источников формирования кадров государственной службы субъектов РФ для создания и развития по существу новой системы регионального управления, которая должна соответствовать целям и принципам демократических социальных преобразований, задачам построения правового государства и создания современных институтов гражданского общества. Очевидно, что ей для обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, реализации законных интересов людей необходим качественно новый кадровый корпус государственных служащих субъектов РФ, требования к которому со стороны общества и его ведущих социальных слоев все более растут в настоящее время.
В-третьих, насущной потребностью преодоления негативных социальных последствий преемственности в подходах к формированию кадров государственной службы на основе верности «хозяину» в лице государя или партии, политической ангажированности и принадлежности к определенному ведущему социальному сословию, социальному классу или общественному объединению. Именно эти подходы в немалой степени привели к фактам социального неравенства при приеме на государственную службу и продвижению по ней, что явилось одной из причин кризиса в Российском государстве. Обеспечение социально высокоэффективной реализации научно обоснованных принципов и наличие действенных источников формирования кадров государственной службы субъектов РФ, разработка и внедрение в практику адекватного правовому государству подхода к нему позволяют перейти от стихийности к управляемости в вопросах подготовки, подбора и расстановки государственных служащих.
В-четвертых, необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и источников формирования кадров государственной службы субъектов РФ с учетом тенденций и перспектив развития России, ее регионов и общества в целом, отечественного и зарубежного опыта государственного управления. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и расстановки государственных служащих, их развития. Важны объективный пересмотр, обобщение и классификация принципов и источников формирования кадров государственной службы с новых позиций, определяющихся условиями становления правового и социального государства в Российской Федерации, учитывающих региональные особенности и местные традиции.
Под подходом к формированию кадров государственной службы здесь понимается основанная на соответствующих принципах совокупность способов и приемов рассмотрении данного социального процесса, воздействия на него в целом и образующие его компоненты в отдельности, разработки ими соответствующей нормативно-правовой базы регулирования кадровых процессов. Все перечисленные обстоятельства обусловили выбор проблемы, объекта и предмета исследования, определили его цель и задачи.
Проблема развития персонала организации в условиях современных требований, предъявляемых рынком, вызывает повышенный интерес со стороны отечественных ученых к исследованию данной тематики. Особенности становления системы развития персонала нашли свое отношение в работах таких ученых как: В.Б. Бычин, Т.Ю. Базаров, Н.А. Волгин, В.Р. Веснин, М.В. Грачев, А.Я. Кибанов; М.Н. Кулапов, А.А. Логанов, Т.И. Магура, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов, В.В. Травин, С.В. Шекшня, и др. В зарубежных странах исследованиями данной проблематики занимались Дж. Гелбрейт, Г. Десслер, П. Друкер, Ф. Кроссби, Т. Питерс, П. Сентс, Ф. Хайек, Дж. Харрингтон, Р. Уотермен и другие.
Необходимо отметить, что авторы исследований больше занимались такими технологическими параметрами в области управления персоналом как найм, рациональная расстановка, адаптация, аттестация и т.д., в то время как вопросам развития персонала было уделено второстепенное значение. Большинство анализируемых работ редко выходит за пределы сложившихся стереотипов решения управленческих задач. Постоянно изменяющиеся условия функционирования организаций на современном этапе предполагают непрерывный процесс изменения внутренних систем и структур. В этой связи имеется насущная необходимость постоянного поиска новых путей эффективного функционирования деятельности организаций-участников рыночных отношений.
Таким образом, недостаточная разработанность и изученность проблем развития системы управления персоналом и, в частности, развития персонала, обусловила выбор темы дипломной работы.
Вопросы теории и практики государственной службы нашли свое отражение в трудах Г.В. Атаманчука, В.А. Прокошина Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило В.М. Манохина, Б.М. Лазарева, Ю.А. Розенбаума и др. Большое внимание в уделяется правовым аспектам государственной службы Бахрахтом Д.Л., Волошиным В.В., Стариловым Ю.Н., Овсянко Д.М., Агеевой Е.А.
Объект исследования
: кадры государственной и муниципальной службы мэрии г. Архангельска как особая социально-профессиональная группа, занимающая одну из ключевых позиций в социальной структуре общества и современной системе государственного управления и их развитие.
Предмет исследования: принципы и источники формирования кадров государственной службы в мэрии г. Архангельска и их развитие.
Цель исследования
: проанализировать реальную кадровую ситуацию в системе государственной и муниципальной службы мэрии г. Архангельска в части, касающейся реализации принципов, применение которых способствует или препятствует становлению адекватного правовому государству подхода к формированию ее кадров, и определения социальных групп, слоев и категорий граждан, которые следует рассматривать в качестве потенциальных источников данного социального процесса, и разработать соответствующие научно-практические рекомендации региональным органам государственной власти по совершенствованию их деятельности в вопросах подготовки, подбора и расстановки государственных служащих.
Задачи исследования:
· оценить современное состояние кадров государственной и муниципальной службы мэрии г. Архангельска и осмыслить основные принципы и компоненты источниковой базы их формирования,
· осуществить анализ нормативно-правовой базы субъекта РФ г. Архангельск с точки зрения отражения в ней реализации принципов и определения источников формирования кадров государственной службы;
· обосновать необходимость нового подхода к формированию кадров государственной и муниципальной службы субъектов РФ и мэрии г. Архангельска в условиях становления правового государства;
· сформулировать научно-практические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ, и г.Архангельска в том числе, призванные обеспечить действенность формирования кадров государственной службы.
В исследовании автор опирался на методологические принципы системного подхода к обществу как социальному целому и диалектического единства исторического и логического; учитывал имеющиеся в научном обороте философские, социологические, правовые и иные понятия; использовал элементы логического, сравнительно-исторического, социологического и структурно-функционального методов анализа принципов и источников формирования кадров государственной службы. Наиболее широко применяемыми и продуктивными стали приемы описания, объяснения и сравнения.
Гипотеза исследования - система развития персонала в мэрии г. Архангельска требует кардинальных изменений, т.к. сложившаяся практика подбора, найма и обучения муниципальных служащих влияет на эффективность работы мэриии, что является недопустимым в рамках реформирования муниципальной системы управления.
Дипломная работа состоит из введения, в котором сформулированы актуальность выбора темы дипломной работы, цели и задачи исследования. А также его методологическая база, объект и предмет исследования.
В первой главе изложены теоретические основы развития персонала в организации. Во второй главе излагается нормативно-правовая база государственной и муниципальной службы в РФ и отражение в ней вопросов развития персонала. В третьей главе произведена оценка системы развития персонала в мэрии г. Архангельска, выявлены её недостатки и приведены рекомендации по совершенствованию системы развития персонала. В заключении содержатся краткие выводы по дипломной работе. Заканчивается работа списком литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
- Развитие персонала организации, его сущность и содержание
- Процесс обучения персонала
- Методы, формы и приёмы развития персонала
- Нормативно-правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
- Кадровый потенциал мэрии г. Архангельска
- Система развития персонала в мэрии г. Архангельска
- Рекомендации по оптимизации системы развития персонала мэрии г. Архангельска