Управление собственным и заемным капиталом фирмы. Леверидж в финансовом менеджменте
. Дивидендная политика и регулирование курса акций. Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. Выше отмечалось, что разумная дивидендная политика может способствовать снижению флуктуации курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
. Методика дробления акций. Операция дробления акций, называемая также их расщеплением или сплитом, не относится непосредственно к форме выплаты дивидендов, однако она может влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую стоимость акций. В литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту капитализированной стоимости компании ввиду повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных акционеров. Так, в феврале 1989 г. компания «General Motors» впервые с момента своего образования в 1955 г. объявила о дроблении акций в отношении 2: 1; в результате цена акций резко возросла, что привело к увеличению капитализированной стоимости компании на 1,3 млрд. долл.
Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую негативную черту - они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску новых ценных бумаг.
. Методика выкупа акций. Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах, в частности в Германии он запрещен. Основная причина - желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна.
Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это не запрещено законом, могут быть различными. В частности, акции в портфеле нужны для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании, для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и др. В определенной степени эта операция оказывает влияние на совокупный доход акционеров.
Т.о. компания должна выбрать такую дивидендную политику, которая бы удовлетворяла и саму компанию и её акционеров.
Для большинства компаний выплата дивидендов остается головной болью и предметом судебных разбирательств с миноритарными акционерами, претензии которых могут выглядеть в равной степени как возмущением по поводу незаконного ущемления их интересов, так и попытками корпоративного шантажа. Многие российские компании (как правило, отличающиеся неблагополучным или неустойчивым положением) формулируют дивидендную политику достаточно лапидарно: «дивиденды не выплачивать» или «дивиденды выплатить выпущенными дополнительно акциями».
Если первый вариант «упрощенной» дивидендной политики характерен при регулярном занижении прибыли, то второй вариант получил достаточно широкое распространение, поскольку закон предоставляет возможность выплаты дивидендов иным имуществом. Однако такой способ является правомочным только в том случае, если общее собрание акционеров при обсуждении вопроса о выплате дивидендов приняло решение об увеличении уставного капитала в соответствии с требованиями законодательства (т.е. без нарушения прав всех акционеров).
Между тем в зарубежной практике дивидендная политика представляет важную составную часть корпоративной системы управления, поскольку от исполнения ожиданий акционеров зависит рыночная стоимость компании. Более того, проблеме формирования дивидендной политики посвящены фундаментальные теоретические разработки, начиная от признания малой значимости дивидендной политики и заканчивая доказательствами влияния дивидендов на совокупное богатство акционеров.
В этой связи целесообразно подчеркнуть, что оптимальное распределение чистой прибыли для сочетания разнонаправленных интересов акционеров и интересов развития компании является ключевым вопросом эффективной технологии разработки дивидендной политики акционерного общества. Однако проблематично разработать единую для всех компаний технологию формирования дивидендной политики («готовый рецепт»), поскольку приходится учитывать всю совокупность сложившихся конкретных условий и ограничений.