Организация исследования
при дивергенции и когерентности УП и СО факторная нагрузка категории «Достижение» обратно пропорциональна категориям «Духовность» и «Самодостаточность». При этом следует отметить, что для испытуемых с когерентностью уровня притязаний и самооценки категория «Достижение» коррелирует с категорией «Преподнесение себя», а «Личностный рост» взаимосвязан с категорией «Власть». Таким образом, достижение выступает подтверждением правомерности своей самооценки для окружающих.
На третьем этапе было проведено исследование взаимосвязи уровня притязаний и инструментальности, конгруэнтности личных стремлений как показателей личностной интеграции. На этом этапе исследования были использованы следующие методики: методика оценки конгруэнтности стремлений Р. Эммонса в модификации К.Шелдона и Т.Кассера, матрица горизонтальной инструментальности стремлений Р. Эммонса; матрица вертикальной (внешней и внутренней) инструментальности стремлений К. Шелдона, Т. Кассера.
Для измерения горизонтальной инструментальности респондентов просят оценить степень конфликта или инструментальности для каждой пары целей. Это дает возможность определить средний числовой показатель конфликта или инструментальности в целевой системе определенного лица. Для измерения вертикальной согласованности К. Шелдон и Т. Кассер предлагают матрицу вертикальной инструментальности стремлений, которая дает возможность определить средний числовой показатель внутренней, внешней и общей вертикальной инструментальности. Для измерения конгруэнтности стремлений используются следующие шкалы оценивания личных стремлений Р. Эммонса: «внешняя причина», «интроекция», «идентификация», «внешняя причина». Другой составляющей конгруэнтности является степень выраженности внешней и внутренней вертикальной согласованности.
Исследования взаимосвязи высотного параметра уровня притязаний и самооценки испытуемых позволили выявить следующее: показатель внешней вертикальной согласованности у группы с высоким уровнем притязаний статистически выше (р<0,01), чем у группы со средним и низким уровнем притязаний; показатель конгруэнтности у группы со средним уровнем самооценки статистически выше (р<0,01), чем у групп с высокой и низкой самооценкой;-показатель внешней вертикальной согласованности статистически выше у группы с высокой самооценкой (p<0,01), чем у групп с низкой и средней самооценками.
Результаты взаимосвязи уровня притязаний и личностной интеграции при когерентном соотношении или дивергенции уровня притязаний и самооценки представлены в табл.1
Табл.1. Сравнительный анализ параметров конгруэнтности и согласованности в группах с когерентным / дивергенцией соотношением самооценки и уровня притязаний
Показатели личностной Интеграции |
Соотношение УП и СО | ||
Совпадение УП и СО |
Несовпадение УП и СО |
t-критерий Стьюдента | |
Конгруэнтность |
37,47 |
91,85 |
P<0,001 |
Горизонтальная согласованность |
313,33 |
314,20 |
- |
Внутренняя вертикальная согласованность |
111,27 |
235,70 |
P<0,001 |
Внешняя вертикальная согласованность |
234,33 |
115,35 |
P<0,001 |
Общая вертикальная согласованность |
345,60 |
356,05 |
- |