Организация исследования
Чтобы оценить направленность и выраженность изменений в уровнях компетенций, произошедших в результате коммуникативного тренинга, был также использован критерий статистической оценки различий Вилкоксона (Т).
Результаты позволяют говорить, что проведенный тренинг продемонстрировал статистически значимое для данной выборки увеличение уровня каждой из оцениваемых компетенций. Представим полученные изменения графически на рисунке 2.
Рис. 2. Изменения в уровнях ключевых компетенций исследуемой группы менеджеров «до» и «после» тренинга
Диаграмма наглядно показывает, что среди пяти ключевых компетенций в наименьшей степени изменился уровень компетенции Гибкость. Что представляется вполне логичным, если вспомнить о ранжировании компетенций экспертами, где Межличностное понимание, Умение воздействовать и оказывать влияние, Вербальный интеллект и Построение отношений - вошли в группу компетенций содержащих максимальный объем коммуникативной компетенции, а компетенция Гибкость, располагалась в группе компетенций содержащих средний объем коммуникативной.
Полученные результаты подтверждают, что повышение уровня коммуникативных компетенций приводит к повышению уровня ключевых компетенций менеджеров проектов. То есть, исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что наличие коммуникативной составляющей наблюдается в каждой из ключевых компетенций (что также косвенно подтверждается результатами экспертного опроса на этапе ранжирования ключевых компетенций по относительному объему коммуникативной). Это демонстрирует, что коммуникативные компетенции являются ядерными в наборе ключевых профессиональных компетенций менеджеров по управлению проектами. В соответствии с эмпирическими результатами нашли свое подтверждение обе исследовательские гипотезы.
I группа: 16 человек в возрасте от 18 до 23 лет (ср. возраст 21 год);
II группа: 14 человек в возрасте от 23 до 30 лет (ср. возраст 26 лет).
Для проведения исследования применялись: опросник социально-психологической профессиональной адаптации, методика Гербачевского и методика Кеттелла.
Исследование включало три этапа. На первом этапе решалась задача определение параметров уровня притязаний (высота, адекватность, устойчивость) и выявление характера его соотношения с самооценкой. Для исследования уровня притязаний личности по параметрам высоты, адекватности и устойчивости была использована методика исследования уровня притязаний Хоппе-Юкнат на материале матриц Равенна. После проведения опыта, представленного респондентам как тест на интеллект, проводился сеанс беседы с целью выявления особенностей тактики выбора.
Обработка результатов проводилась согласно методике Ф.Хоппе в модификации, предложенной Л.И. Бороздиной. Высота уровня притязаний оценивалась по принадлежности большинства (2/3) выборов к определенному диапазону трудности: высокому, среднему и низкому. Признаком флуктуирующего, неустойчивого УП являлось присутствие резких изменений зоны выбора (интервал в 3 и более уровней трудностей). Первые попытки выявления спектра сложности задач не учитывались. Адекватность УП определялась по признаку типичных-атипичных шагов (Ф. Хоппе). УП считался неадекватным при наличии в паттерне выбора двух и более атипичных шагов. Также анализировалось соотношение успешных и неуспешных решений: УП считался неадекватным при неправильном выполнении шести задач из двенадцати.