Организация исследования
Полученные данные исследования адекватности уровня притязаний показывают достаточно высокий суммарный процент ненарушенной тактики целеполагания - 56,0% адекватного целеполагания, при этом сочетание высокого уровня притязаний и его адекватности составляет 29,2% , среднего - 24,3%, низкого - 2,4%. При когерентном сочетании высотных характеристик уровня притязаний и самооценки адекватность уровня притязаний составляет 38,1%, неадекватность - 61,1%, при дивергенции высотных параметров конструктов адекватность составляет - 60,9%, неадекватность - 39,1%.
Сравнение уровня притязаний и самооценки по параметрам адекватности и устойчивости обнаруживает их частое несоответствие - 34,1% расхождения по параметру адекватности, 26,8% случаев расхождения по параметру устойчивости. При этом, можно отметить интересную особенность: нередко сочетание устойчивого уровня притязаний и устойчивой самооценки и наоборот, неустойчивой самооценки и неустойчивого, флуктуирующего уровня притязаний (58,5% совпадений).
Комплекс имеющихся данных позволяет выделить основной факт проведенной серии исследования: уровень притязаний и самооценка являются самостоятельными образованиями, могут различаться по высотному параметру, характеристикам адекватности и устойчивости. Определение уровня притязаний по уровню самооценки и наоборот не всегда представляется правомерным.
На втором этапе было проведено исследование взаимосвязи уровня притязаний со структурой и категориями личных стремлений. В работе представлен количественный и качественный анализ структуры и категоризация личных стремлений по всей выборке. На этом этапе исследования была использована методика оценки личностных стремлений и классификация стремлений по категориям Р. Эммонса.
Личное стремление может быть определено как класс целей, характерных для данного человека и описывающих устойчивые характеристики личности. Р. Эммонс разработал семнадцать рейтинговых шкал, позволяющих оценить каждое стремление и систему классификации стремлений, состоящую из двенадцати основных категорий. Категории включают в себя основные классы мотивов, таких как мотивы достижения, аффилиации, близости, власти, наряду с рядом тем более высокого порядка.
Разработанная им методика оценки личностных стремлений показала высокую степень соответствия формальным психометрическим характеристикам, таким как надежность и валидность. Большим преимуществом указанной методики является тот факт, что процесс составления респондентом списка стремлений, их оценки согласно шкалам, а также дальнейшая оценка их конфликта или согласованности, уже сам по себе, носит в некоторой степени коррекционный характер, так как побуждает задуматься над своими целями, над тем, как каждая из них влияет на остальные, а также над способами их достижения.
Респонденту предлагается бланк, в который нужно внести не менее 15 стремлений. Эти стремления должны быть выражены в терминах того, что человек «пытается» или «старается» делать, независимо от того, насколько ему это на самом деле удается. Затем каждое стремление оценивается по заданным шкалам пакета оценки личных стремлений: (1) Радость; (2) Огорчение; (3) Амбивалентность; (4) Важность; (5) Успешность; (6) Вероятность успеха; (7) Влияние обстоятельств; (8) Усилие; (9) Трудность; (10) Социальная желательность; (11) Ясность; (12) Прогресс; (13) Внешняя причина; (14) Интроекция; (15) Идентификация; (16) Внутренняя причина; (17) Поддержка.
Методика позволяет, как анализировать отдельные стремления по определенным шкалам, так и определить средний числовой показатель всех стремлений по каждой шкале. Далее эти стремления могут быть классифицированы по 12 категориям: (1) Приближение - избегание; (2) Интраперсональное - интерперсональное; (3) Достижение; (4) Общение. Аффилиация; (5) Общение. Аффилиация; (6) Власть; (7) Личностный рост и здоровье; (8) Преподнесение себя. Самопрезентация; (9) Самодостаточность/ Независимость; (10) Дезадаптация/ Саморазрушение; (11) Творческая продуктивность; (12) Духовная самотрансценденция; (13) Уровень абстрактности - конкретности.