Организация исследования
После заполнения респондентами пакета оценки стремлений Р.Эмонса, был проведен анализ взаимосвязи высотного параметра уровня притязаний и оценочных шкал личностных стремлений. При сравнении показателей среди выборок с высоким, средним и низким УП с помощью t критерия Стьюдента, статистически подтвердились различия в следующих показателях:
группа с высоким уровнем притязаний показывает большую выраженность усилий (t= 2,43; р<0,05), социальной желательности (t= 1,89; р<0,05) в реализации стремлений чем группа со средним уровнем притязаний, а также большую их важность, чем в группе с низким уровнем притязаний (t= 1,91; р<0,05);
в группе с низким уровнем притязаний характерно более сильное влияние внешних обстоятельств при реализации стремлений, чем в группе с высоким (t=3,24; р<0,05) и средним уровнем притязаний (t= 3,57; р<0,05);
для группы со средним уровнем притязаний характерна меньшая степень ясности в том, что от них требуется, для реализации стремлений, чем в группе с низким уровнем притязаний (t= 2,78; р<0,05) и в группе с высоким уровнем притязаний (t= 2,35; р<0,05).
Так как при постановке цели определенной трудности важной базовой оценкой имеющихся возможностей выступает самооценка личности, был проведен сравнительный анализ оценочных шкал стремлений при дивергенции и когерентности уровня притязаний и самооценки. При сравнении показателей среди выборок с дивергенцией и когерентностью УП и СО с помощью t критерия Стьюдента, статистически подтвердились различия в следующих показателях:
при совпадении высотных параметров уровня притязаний и самооценки испытуемые отмечают необходимость больших усилий для реализации стремлений (t= 1,69; р<0,05); наряду с этим, они отмечают субъективно большую трудность в их реализации (t= 1,84; р<0,05).
Рассмотрим качественный анализ взаимосвязи уровня притязаний и категорий стремлений. В группах испытуемых с разным уровнем притязаний были выделены следующие категории стремлений: достижение, самодостаточность и независимость, общение, личностный рост и здоровье, преподнесение себя, творческая продуктивность, дезадаптация и саморазрушение, духовность, власть, интимность.
Далее представлен выборочный перечень стремлений испытуемых по всем категориям:
«Достижение»: «Я пытаюсь ставить перед собой высокие цели и их достичь», «Я пытаюсь прилагать максимум стараний ко всему, что делаю», «Я пытаюсь достигать всех целей, связанных с карьерой», «Я пытаюсь добиться высших результатов», «Реализовать свой потенциал максимально возможно».
«Общение»: «Со всеми поддерживать хорошие отношения», «Больше времени уделять друзьям и родным», «Избегать одиночества», «Быть хорошим собеседником и уметь выслушать».
«Интимность»: «Быть более чуткой по отношению к родителям», «Понять близких мне людей», «Воспринимать людей такими, как они есть», «Помогать друзьям; дать им понять, что они могут на меня положиться».
«Власть»: «Я пытаюсь отстаивать до конца свою точку зрения», «Отстаивать свое мнение», «Убеждать других, когда я прав и неправ», «Защищать тех, с кем плохо обходятся», «Не позволять другим взять верх надо мной.
«Личностный рост и здоровье»: «Быть более позитивным в отношении себя», «Быть менее самокритичным», «Следить за своим здоровьем», «Быть сильным, проходя через жизненные взлеты и падения», «Избегать видеть вещи с худшей стороны», «Быть более довольным своей жизнью».
«Преподнесение себя»: «Одеваться по моде», «Я пытаюсь хорошо выглядеть», «Быть уверенным в себе, когда нахожусь в центре внимания», «Привлечь внимание к себе», «Не показывать людям свои негативные эмоции», «Производить впечатления на других».