Развитие теории конкурентных преимуществ
Тема контрольной работы «Развитие теории конкурентных преимуществ» по дисциплине «Стратегический менеджмент».
В работе определены сущностные положения теории конкурентных преимуществ, что позволяет установить тенденцию нарастания значимости идей нелинейного стратегического управления при их построении и использовании, сформулированы характеристики современной парадигмы конкурентных преимуществ, реализация которых предопределяет формирование инновационного типа конкурентного поведения субъектов ведения хозяйства на основах интеллектуального лидерства.
Изменение природы конкуренции и форм ее проявления требует рассмотрения теоретических основ построения конкурентных преимуществ на макро- и микроуровнях как основного источника конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Анализ нынешней практики управления подтверждает растущую актуальность этой проблематики, усиливающуюся постоянными изменениями парадигмы формирования конкурентных преимуществ, отсутствием общепризнанной теории управления ими, а также динамичностью конкурентной среды. Ряд ученых отводят проблематике конкурентных преимуществ главное место в системе стратегического управления. В частности, В. Д. Маркова и С. А Кузнецова подчеркивают, что стратегическое управление целесообразно рассматривать как управление конкурентными преимуществами.
конкурентный преимущество портер
Развитие теории конкурентных преимуществ
Исходя из определения М. Портером конкурентных преимуществ как основы эффективной деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе можно утверждать, что конкурентоспособность субъекта хозяйствования обеспечивается его конкурентными преимуществами, являющимися реализованной компетенцией такого субъекта. Наличие конкурентного преимущества позволяет предложить потребителю товар с очевидной для него ценностью, сохранить его предрасположенность к товарам конкретного субъекта хозяйствования в течение длительного времени и на основе этого обеспечить преодоление сил конкуренции.
Такие традиционные представления о конкурентных преимуществах требуют дальнейшей конкретизации, а в отдельных аспектах - пересмотра установившихся подходов и отказа от ряда теоретических обобщений с учетом современных тенденций развития теории и практики управления на макро- и микроуровнях.
Экономическая наука еще не выработана однозначного понимания сущности конкурентных преимуществ, и ученые чаще всего определяют их как:
эксклюзивную ценность, которую имеет объект, дающую ему преимущества перед конкурентами;
уникальные охваченные и неохваченные ресурсы, которыми владеет субъект хозяйствования, а также стратегически важные для него сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе; положение на рынке, дающее возможность преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей;
характеристики или свойства, обеспечивающие субъекту хозяйствования преимущества перед прямыми конкурентами;
уникальную комбинацию имеющегося производственного потенциала с накопленным в прошлом опытом его использования и сформированным имиджем, что способствует изготовлению конкурентоспособной продукции, благодаря реализации которой субъект хозяйствования способен обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе;
совокупность мер, направленных на совершенствование собственной деятельности, ослабление конкурентов и влияние на изменение рыночной среды;
факторы конкурентоспособности, проявляющиеся у конкретных субъектов хозяйствования;
стратегически важные для субъекта хозяйствования активы и сферы деятельности, позволяющие ему побеждать в конкурентной борьбе;
концентрированное проявление преимущества перед конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности, которое можно измерять экономическими показателями;
совокупность собственных и приобретенных активов, характеристик деятельности субъекта хозяйствования, использование которых обеспечивает ему эксклюзивную компетентность в определенной сфере деятельности и преимущество перед конкурентами;
деятельность, связанную с изменением рыночной позиции субъекта хозяйствования, приспособлением видов деятельности избранной стратегии, выбором политики отношений с конкурентами, быстрой реакцией на изменения в конкурентной среде деятельности;
совокупность отношений являющихся предметом регулирования с помощью комплекса правовых норм.
Ряд приведенных определений конкурентных преимуществ не согласуется с понятиями конкурентоспособности и конкурентного статуса субъекта хозяйствования, в отдельных случаях конкурентные преимущества отождествляются с трактовкой указанных терминов, а также с оценкой эффективности деятельности субъекта хозяйствования.
Актуальность исследования теоретических основ формирования конкурентных преимуществ подтверждается и низкими значениями индекса глобальной конкурентоспособности Украины и формирующих ее факторов, по сравнению с ведущими странами мира (табл.1). В 2009-2010 гг. значение этого индекса для Украины составляло 3,95, что соответствовало 82-й позиции в рейтинге (в предыдущем периоде - 72-я), причем его падение происходило одновременно со снижением рейтинга его инновационных факторов.