Развитие теории конкурентных преимуществ
Безусловным достоинством выводов М. Портера является сквозной процесс построения конкурентных преимуществ, начиная от прогнозирования перспективной отраслевой привлекательности и заканчивая поиском эксклюзивных возможностей в пределах каждой функции субъекта хозяйствования. С другой стороны, стремление сформировать схему поведения участников рынка и тем самым стабилизировать ситуацию в конкурентной среде не реализовалось в реальной жизни. Ряд ученых, основываясь на примерах из деятельности разных субъектов хозяйствования, подвергли острой критике основные положения теории М. Портера, которому пришлось дополнительно аргументировать свою позицию. Так, все более очевидными становятся факты несоответствия конкурентоспособности стран и материально-технических условий производства: среди приоритетных критериев оценки в настоящее время выделяют инновационность, человеческое развитие, условия формирования k-общества и ряд других.
Новым шагом в теоретическом обосновании конкурентных преимуществ стала теория конкуренции за будущее Г. Хемела и К. Прахалада, начало которой было положено публикацией их совместной работы "Конкурируя за будущее" (1994 г.). Главной идеей этих известных ученых является обоснование возможности достижения субъектом хозяйствования конкурентных преимуществ на базе интеллектуального лидерства, а не роста его рыночной доли. Г. Хемел и К. Прахалад акцентировали внимание на необходимости предвидения будущего и ответа на следующие вопросы: "Какие новые блага необходимо будет предоставлять потребителям через 5, 10 или 15 лет?"; "Какие новые компетенции (комплексы навыков и технологий) для этого необходимы?"; "Какие изменения произойдут во взаимоотношениях с потребителями? ". Эти ученые воспринимают субъект хозяйствования не как совокупность подразделений, а как сочетание ключевых (базовых) компетенций (Core Competences), рассматриваемых в качестве системы навыков, умений и технологий для создания благ. Они подчеркивают, что широкое видение субъекта хозяйствования и подход к формированию конкурентных преимуществ на базе ключевых (по другим определениям - основных, стержневых, центральных) компетенций позволяют более оперативно и качественно реагировать на изменение рыночной ситуации. Выводы этих ученых некоторыми экспертами оцениваются как альтернатива теории М. Портера, другими - как удачное ее развитие и дополнение.
Некоторые толкования ключевых компетенций, отличающиеся оригинальностью подходов к их пониманию, целесообразно рассмотреть в данном исследовании. Так, Г. Шрайэгг указывает, что основная компетенция является коллективной конструкцией, охватывающей многочисленные отдельные компетенции, образуя целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Особенность ключевой компетенции заключается в том, что она возникает как результат коллективного процесса обучения, который, выходя за рамки одного отдела или отдельной функции, связывает разрозненные способности в единое целое. Ключевые компетенции, по утверждению Т. Шрайэгга, являются объектом постоянного внимания и разветвляются на основе совершенствования коммуникаций, устранения барьеров в обучении, гибкого согласования субсистем и др. Ключевые компетенции являются гарантом стратегического успеха, и с этих позиции стратегический менеджмент становится целиком и полностью менеджментом ключевых компетенций. Такая емкая трактовка предполагает необходимость существенного пересмотра систем управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования, в том числе обеспечения их гибкости, совершенствования бизнес-процессов, смешения акцентов в пользу организационной функции, пересмотра соотношения и направлений централизации и децентрализации управления, реализации идей менеджмента знаний.
Оригинальные толкования ключевых компетенций предложили также Г. фон Крог и М. Венцин, А. Гапоненко и А. Панкрухин, а также ряд других исследователей.
Г. Хемел и К. Прахалад, акцентируя внимание на способности ключевых компетенций координировать диверсифицированные производственные возможности и интегрировать многочисленные направления в технологии, отмечают: "Можно не заметить силу конкурентов, глядя лишь на их конечные продукты, так же, как можно не представить силу дерева, посмотрев только на его листья. Ключевая компетенция - это не только сочетание новейших направлений технологии, это также способ организации работы и способность донести ценность продукта до потребителя, это общение, участие и глубокая осведомленность в работе в рамках организации" Авторы подхода к формированию конкурентных преимуществ на основе ключевых компетенций обращают внимание и на следующий нюанс: в отличие от физических активов, изнашивающихся со временем, компетенция совершенствуется, если ею пользуются и ее распространяют. Компетенции, по их мнению, - это клей, который связывает существующие направления бизнеса. Это также движущая сила развития бизнеса, и при определении принципов диверсификации и вхождения в рыноктакже можно пользоваться ими, а не только привлекательностью рынков.