Развитие теории конкурентных преимуществ
Такая ситуация обусловила необходимость исследования особенностей развития теории конкурентных преимуществ в контексте глобальной тенденции экспансии нововведений с целью подтверждения гипотезы по нарастанию значимости инновационной составляющей в формировании конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.
За последние десятилетия мировая теория и практика построения конкурентных преимуществ представила значительное количество разработок, среди которых можно выделить такие, которые имеют теоретический, методологический или прикладной характер. Основные их положения целесообразно рассмотреть с целью обоснования концептуальных начал построения системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на макро- и микроуровнях.
Среди указанных теорий базовой можно считать теорию конкурентных преимуществ М. Портера, которую он сформулировал и развил в работах Стратегия конкуренции" (1980 г.), "Конкурентное преимущество" (1985 г.) и Международная конкуренция" (1990 г.). М. Портер доказал, что конкурентное преимущество субъекта хозяйствования и на внутреннем, и на внешнем рынках обусловливается комплексом факторов, а конкурентоспособность на макро- и микроуровнях отражает производительность использования ресурсов. В соответствии с его концепцией, конкурентные преимущества отдельной страны базируются на так называемом "национальном ромбе", который охватывает четыре детерминанты: параметры материальных и нематериальных факторов; параметры спроса; наличие родственных и поддерживающих отраслей; стратегии компаний, их структуру и соперничество. В этом контексте задачей государственной политики в формировании национальных преимуществ является построение средств влияния на данные детерминанты через инновационную, конкурентную, налоговую, кадровую, миграционную, техническую политику, а также обеспечение эмерджентности таких средств.
Вклад М. Портера в становление и развитие теории конкурентных преимуществ на макроуровне можно свести к следующим положениям.
. Формирование конкурентных преимуществ должно базироваться на прогнозировании привлекательности сферы бизнеса и ее перспективной прибыльности с учетом пяти основных сил конкуренции: степени интенсивности конкурентной борьбы между существующими в отрасли производителями аналогичной продукции; конкурентного давления потенциальных конкурентов; угрозы появления товаров-субститутов; экономической силы потребителей и экономической силы поставщиков. Дальнейшие исследования ученых сводились, в основном, к попыткам увеличить количество сил конкуренции и их содержательное наполнение. Однако изучение последних исследований зарубежных и отечественных специалистов позволило определить проявления несоответствия указанной модели конкуренции современным реалиям и невозможность объяснения ею новейших тенденций конкурентных отношений.
. Получение конкурентных преимуществ отдельными субъектами хозяйствования возможно при условии реализации ими одного из трех вариантов стратегии конкуренции - минимизации расходов, дифференциации или фокусирования: "Компания, которая напрасно пытается реализовать все три стратегии, неизбежно "застрянет" посередине между лидерами и отставшими. Эта стратегическая позиция - четкий признак низкой эффективности работы компании, а также путь к тому, чтобы не получить ни одного конкурентного преимущества" и. Однако дальнейшие теоретические и прикладные исследования, прежде всего японских ученых и ведущих компаний Японии, доказали возможность сочетания нескольких подходов, а всемирно известная консалтинговая компания "McKinsey" пришла к выводу: "Качественно и дешево - будущее конкуренции".
. Конкурентные преимущества целесообразно строить на основе стратегического анализа цепи создания ценности. Среди основных звеньев рекомендуется выделять внутреннюю логистику, производственный процесс, внешнюю логистику, маркетинг и продажи, обслуживание, а среди вспомогательных - материально-техническое обеспечение, технологическое развитие, управление персоналом, поддержание инфраструктуры предприятий. Структурирование каждого из данных видов деятельности позволяет выявить потенциальные конкурентные преимущества субъекта хозяйствования и реализовать их в одной из типовых стратегий конкуренции.
М. Портер выделил несколько уровней конкурентных преимуществ:
преимущества низшего уровня, базирующиеся на доступном сырье, дешевой рабочей силе и больших масштабах производства;
преимущества высокого уровня, обеспечиваемые имиджем предприятия, надежными связями с клиентами, инвестиционной привлекательностью;
преимущества самого высокого уровня, реализующиеся в собственных патентах и лицензиях, высокой квалификации персонала, эффективных системах управления.
Такое понимание конкурентных преимуществ можно использовать при построении системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на инновационной основе.