Рекомендации по оптимизации системы развития персонала мэрии г. Архангельска
Несмотря на то, что большая часть респондентов удовлетворена курсами переподготовки и повышения квалификации, 34% опрошенных отметили и негативные стороны образовательного процесса, среди которых недостаток активных форм обучения, обилие теоретического материала и т.п.
В ходе описываемого исследования изучался вопрос об образовательных потребностях муниципальных служащих города Архангельска для выполнения служебных функций. В ответах респондентов просматривается потребность как в комплексе общих знаний, охватывающих сферу общественных отношений, с которыми связана профессиональная деятельность, так и в специальных знаниях, касающихся конкретного содержания управляемой сферы.
Среди актуальных направлений подготовки респонденты выделяют:
правовые основы деятельности муниципальных служащих (указали 56%);
основы рыночной экономики (32%);
компьютерные информационные технологии (26%);
делопроизводство (27%);
региональная политика (13%);
социальная политика (12%).
Также выделяют и такие сферы, в которых проявляются весьма заметные черты специфики конкретной деятельности. Это: градостроительство, землеустройство, молодежная политика, жилищное право и др.
В перечне важных проблем, касающихся профессионального обучения кадрового корпуса муниципальных служащих, следует также отметить отсутствие налаженной системы информированности сотрудников о сроках, формах и месте прохождения ими повышения квалификации. 42% опрошенных затруднились ответить на вопрос о том, предусмотрены ли для них в следующем году какие-либо формы обучения. Освещение проблем переподготовки внутри органа власти требует большей гласности. Необходимо заранее информировать работающих о сроках и месте прохождения ими профессионального обучения. По нашему мнению, это даст возможность более четко планировать работу - свою и подчиненных, а также позволит согласовать программу обучения с обучающей организацией.
Таким образом, анализ современной ситуации переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих города Архангельска свидетельствует о том, что для эффективной реализации реформы местного самоуправления требуется принятие мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки кадров муниципальной службы.
По нашему мнению, первоочередной задачей в данном направлении является принятие единой городской целевой программы «Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих г.Архангельска в 2008 - 2010 годах». В рамках данной программы должны быть предусмотрены мероприятия по организационно-правовому, научно-методическому обеспечению, определены сроки и формы обучения муниципальных служащих, разработаны основные направления контроля обеспечения исполнения мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Основные аспекты Программы:
· Разработка нормативно-правовых документов по вопросам профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
· Расширение взаимодействия органов власти г.Архангельска с учебными заведениями, осуществляющими профессиональную подготовку муниципальных служащих.
· Создание при муниципальном образовании г.Архангельск Центра профессиональной подготовки муниципальных служащих г.Архангельска как постоянно действующего рабочего органа, обеспечивающего контрольную, информационно-аналитическую деятельность.
· Формирование единой информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе профессионального обучения муниципальных служащих.
· Разработка совместно с образовательными учреждениями, осуществляющими профессиональное обучение кадров муниципальной службы, учебных программ применительно к характеру трудовой деятельности и должностному уровню слушателей в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного профессионального образования.
· Построение учебного процесса в соответствии с заданными потребностями слушателей до начала занятий (на «входном» этапе). В учебный план рекомендуется включать дисциплины с учётом пожеланий муниципальных служащих.
· Усовершенствование учебного процесса на основе введения активных методов обучения, новых образовательных технологий, интерактивных систем информационного обеспечения.
Оценку уровня знаний проводить: