Стратегическое управление предприятия
Вывод: влияние благоприятных факторов сильнее, чем неблагоприятных, но незначительно.
Таблица 3 - Оценка изменений рентабельности СЗХ
Параметры |
Шкала интенсивности 1 ÷ 10 |
1. Среднеотраслевой уровень рентабельности |
7 |
2. Затраты, необходимые для выхода на товарный рынок |
5 |
3. Продолжительность жизненных циклов продукции |
7 |
4. Время, необходимое для разработки новой продукции |
6 |
5. Ожидаемая рентабельность предприятия |
8 |
6. Факторы успеха по отношению к конкурентам: - финансовая мощь - рыночная позиция - производственные возможности - система управления |
5,8 5 7 6 5 |
7. Агрессивность ведущих конкурентов |
6 |
8. Конкуренция зарубежных фирм |
5 |
9. Интенсивность торговой рекламы |
4 |
10. Послепродажное обслуживание |
7 |
11. Степень удовлетворения потребителей |
7 |
12. Конкуренция на рынках ресурсов |
5 |
13. Гос.регулирование конкуренции |
3 |
14. Гос.регулирование производства товаров |
4 |
Общая оценка изменений в перспективе рентабельности (Р) |
5,1 |
Общую оценку привлекательности СЗХ рассчитываем по формуле:
Привлекательность СЗХ = А1*Ст + А2*Р + А3*О - А4*Т,
где А1, А2, А3, А4 - коэффициенты, устанавливаемые экспертами, показывают весомость влияния каждого фактора, в сумме равны 1:
А1 = 0,3; А2 = 0,35; А3 = 0,2; А4 = 0,15.
Привлекательность СЗХ = 0,325*5,4 + 0,35*5,1 + 0,2*6,5 - 0,15*5 = 5,46
Вывод: привлекательность СЗХ анализируемого предприятия ниже среднего уровня.
Рассмотрим один из видов работ: «Организация нового года» и построим для данной работы опытную кривую.
Стоимость работ составляет 2000 грн. Снижаем цену на 20%, при этом количество заказов увеличиваем в два раза, пока опытная кривая не перейдет в прямую:
Вывод: пороговая цена - 800 грн., ниже этой цены выполнение работ нерентабельно.
Широкое распространение получили следующие три типа методов матричного анализа делового портфеля предприятия:
1) матрица «рост рынка - относительная доля предприятия», известная как матрица БКГ, - позволяет фирме определить положение каждого из своих СХП по их доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли (темпов расширения рынка);
2) матрица «привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия» - представляет собой более сложный и более детальный совершенствованный вариант БКГ, в котором вместо показателя темпов развития отрасли использован критерий «привлекательности» отрасли, а вместо относительной доли рынка - конкурентоспособность СХП;
) матрица жизненного цикла отрасли рынка - предполагает размещение СХП в таких показателях, как конкурентоспособность - стадии жизненного цикла отрасли.
Построим матрицу БКГ:
Появление модели или матрицы БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group) в области стратегического планирования <http://www.stplan.ru/articles/theory/strplan.htm>.