Стратегическое управление предприятия
В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").
Номенклатура выполняемых предприятием работ анализируется на основе данной матрицы, т.е. определяется, к какой позиции указанной матрицы можно отнести каждый вид продукции (работы) предприятия. Для этого бизнес-единицы предприятия классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка.
Показатель ОДР определяется как доля рынка бизнес-единицы, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента. Показатель ОДР рыночного лидера будет больше единицы, ОДР < 1 соответствует ситуации, когда доля рынка бизнес-единицы меньше, чем у рыночного лидера.
Если при росте рынка 10% ОДР анализируемого предприятия 20%, а ОДР крупнейшего конкурента 40%, то доля рынка анализируемого предприятия: 20/40 = 0,5.
Вывод: анализируемый товар находится в стадии выхода на рынок (товар-"проблема"), товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста, поэтому необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
Построим матрицу «привлекательность рынка - конкурентоспособность предприятия».
Таблица 4 - Расчет общей оценки привлекательности рынка
Показатели |
Коэффициент относительной значимости |
Оценка показателя 1 ÷ 10 |
Итоговая оценка |
1. Емкость рынка |
10 |
7 |
70 |
2. Темпы роста рынка |
10 |
5 |
50 |
3. Рентабельность операций (в прошлом и в перспективе) |
5 |
5 |
25 |
4. Уровень конкуренции |
15 |
7 |
105 |
5. Стабильность спроса |
15 |
6 |
90 |
6. Размер необходимых инвестиций |
5 |
5 |
25 |
7. Риск рынка |
5 |
3 |
15 |
8. Доступность сырья |
15 |
6 |
90 |
9. Уровень насыщения спроса |
15 |
5 |
75 |
10. Государственное регулирование |
5 |
3 |
15 |
Итого |
100 |
560 |
Таблица 5 - Расчет общей оценки конкурентоспособности предприятия
Показатели |
Коэффициент относительной значимости |
Оценка показателя 1 ÷ 10 |
Итоговая оценка |
1. Качество и потребительские преимущества товара |
15 |
6 |
90 |
2. Абсолютная доля рынка |
10 |
4 |
40 |
3. Относительная доля рынка |
10 |
4 |
40 |
4. Привлекательность ассортимента |
10 |
7 |
70 |
5. Эффективность каналов сбыта |
5 |
8 |
40 |
6. Эффективность рекламы |
5 |
8 |
40 |
7. Возможность ценовой конкуренции |
10 |
6 |
60 |
8. Производственные возможности |
15 |
7 |
105 |
9. Финансовые ресурсы |
15 |
6 |
90 |
10. Системы управления |
5 |
8 |
40 |
Итого |
100 |
615 |