Формализация отношений участников туристского рынка
Под рынком товаров (продуктов и услуг) принято понимать систему отношений купли - продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Особенностью туристского рынка является профессиональная разобщенность производителя туристских услуг, их потребителя - туриста и исполнителей купленной услуги. Комплексная туристская услуга (пакет услуг), как правило, предлагается туристу и приобретается им в месте его постоянного проживания, а место путешествия, страна пребывания находится за пределами его постоянного места жительства. Поэтому на рынке туристских услуг особую роль приобретают рекламные, информационные и правовые аспекты для его нормального функционирования, гарантирующие предоставление той услуги (пакета услуг), которая была оплачена.
Субъектами туристского рынка выступают организаторы и продавцы туров
(туроператоры и турагенты),
их контрагенты - исполнители услуг
(гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро и) и покупатели
(потребители) туристских услуг.
Продавцами туристских услуг (турпродукта) выступают юридические или физические лица, участники рыночного процесса, уступающие права собственности на услугу (пакет услуг) покупателю в обмен на деньги. Покупатели - юридические или физические лица, участники рыночного процесса, приобретающие права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен на деньги.
При этом под оптовым рынком понимается купля - продажа (для перепродажи) крупной партии турпродукта, в которой участвуют юридические лица, а потребительский рынок продает те же услуги индивидуальным покупателям (в розницу) для удовлетворения их личных потребностей.
Важнейшими категориями рынке являются спрос и предложение. Под покупательским (туристским) спросом
понимается потребность в путешествии (желание и необходимость), обеспеченная деньгами и предоставленная на рынке. Различаются следующие виды спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся, сезонный. В своем большинстве туристский спрос носит сезонный характер, который преодолевается специальными маркетинговыми мерами. Потребительский спрос зависит от многих факторов. К их числу могут быть отнесены:
· демографические - численность и возврат населения, половозрастная структура, размер и состав семьи, урбанизация, культурный уровень покупателя;
· социально-экономические занятость, уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, распределение населения по уровню дохода;
· географические и климатические особенности страны;
· национальный состав покупателей;
· политическая и экономическая стабильность государства;
· безопасность пребывания;
· прочие случайные воздействия (погода, конфликты).
К предложениям
на туристском рынке относятся направления (регионы пребывания) и объем туров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определенной цене.
Продавец и покупатель являются рыночными партнерами с разными целями. У продавца цель - продать тур по более высокой цене и получать прибыль, а у покупателя - купить тур по более низкой цене и удовлетворить соответствующую потребность в путешествии. Стремление продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя заплатить за покупку минимальную (в условиях немонопольного рынка) цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения. Наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов порождает конкуренцию. Существует рынок продавца