Формализация отношений участников туристского рынка
· административные расходы на содержание управленческого персонала, аренду помещений, техническое обеспечение, службу безопасности, услуги средств связи и транспорта;
· расходы по исполнению обязательств перед клиентом.
В настоящее время Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму, РАТА и Институтом профессиональных бухгалтеров Минфина России разработаны Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма
. Этот документ содержит особенности состава затрат, включаемых в себестоимость, учитывающую специфику отрасли. По сути дела - это методика учета затрат на производство, продвижение и реализацию турпродукта.
В мировой практике прямые расходы составляют примерно 70-80% полной стоимости тура, в том числе дополнительные услуги составляют от 2 до 4% прямых затрат. Комиссионные выплаты турагентам составляют в среднем около 10%.
Солидные фирмы уделяют большое внимание качеству своих каталогов, в которых содержатся предлагаемые ими направления и страны путешествий, отели и услуги на размещение в них, базовые цены и скидки, а также общие условия продажи туров. Российское законодательство для защиты прав потребителей требует также размещения в каталоге и рекламе данных о наличии лицензии фирмы на международную туристскую деятельность и сертификата соответствия безопасности оказываемых услуг. В ряде стран мира приняты законодательные акты (или нормативные документы) по защите потребителя туристской услуги от ненадлежащего выполнения туроператором оговоренных условий путешествия.
К наиболее известным относятся Франкфуртская таблица по снижению цен за поездку
. (Приложение 4) В ней рассматривается снижение (уменьшение) стоимости услуг размещения, питания, транспортных и других услуг.
При оказании услуг обязательно исполнение положений Закона РФ «о защите прав потребителей», нормы которого должны быть отражены в условиях договора. Так же турфирма должна предоставить клиенту исчерпывающую информацию об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, специфике поведения во время турпоездки, в том числе о необходимости уважения местных святынь и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде, и других правилах пребывания в каждой конкретной стране.
Договор на туристское обслуживание - договор розничной купли-продажи турпродукта (в соответствии со статьей 6 Федерального закона «об основах туристской деятельности в Российской Федерации») относятся по своему типу к категории публичных договоров. Данный тип договора является новым в российском законодательстве и имеет следующие особенности:
· турфирма должна вступать в договорные отношения с любыми юридическими и физическими лицами, которые к ней обращаются. Она не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим;
· стоимость туристских услуг, также иные условия договора между клиентом и турфирмой устанавливают одинаковыми для всех потребителей, исключаю случаи, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;