Формализация отношений участников туристского рынка
, когда спрос превышает предложение и наблюдается дефицит товаров, и рынок покупателя
ситуация, при которой предложение соответствует спору или опережает его. Ситуация, сложившаяся на рынке на определённый момент времени, называется конъюнктурой рынка
.
Существование (жизнь) большинства турпородуктов на рынке ограниченно: новый продукт появляется на рынке, завоёвывает признание покупателя, активно продаётся. В дальнейшем объём продаж стабилизируется, затем начинает падать, а на смену устаревшего продукта приходит новый. Это отрезок времени носит название жизненного цикла турпродукта.
Цена тура претерпевает изменения на разных этапах его жизненного цикла: выведение на рынок, рост продаж, зрелость (стабильность продаж и). Этап выведения на рынок требует значительных затрат. По мере нарастания продаж прибыль начинает расти. При этом необходимо гибко оперировать ценами с учётом тенденции потребительского спроса. На этапе стабильности появляется точка насыщения рынка (максимальная ёмкость туристского рынка), а затем уровень продаж имеет тенденцию к сокращению. Однако интенсивные маркетинговые операции (реклама, снижение цены тура, льготы покупателям), могут на какое то время реанимировать рост или даже привести к повторному циклу роста. Иногда при существенном спаде принимается решение о прекращении продаж некоторых туров.
Один из главных ограничителей на рынке - покупательская способность граждан. Рынок туристских товаров и услуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизни населения, в условиях нормальной конкуренции, политической и экономической стабильности жизни общества.
Изучение и анализ рынка туристских услуг выявили необходимость сегментирования различных типов рынка. Изучение рынка каждой конкретной страны эксперты рекомендуют проводить по показателям. (Приложение 3)
Договор продавца тура с клиентом является основным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон, и включают следующие существенные положения:
· номер, дату и место заключения договора;
· наименование продавца с указанием его организационно правовой формы и номера лицензии на право осуществления международной туристской деятельности;
· Ф.И.О. туриста, его адрес, данные российского паспорта, прочие реквизиты;
· предмет договора (оказание туристской услуги);
· условия предоставления туристской услуги;
· права, обязательства, и ответственность сторон;
· стоимость (порядок исчисления стоимости) договора, порядок и форму платежей;
· порядок вступления договора в силу и срок его действия;
· условия оформления виз (для международного туризма);
· порядок использования ваучера (комплект ваучеров) для международного туризма;
· условия страхования, условия и порядок применения компенсационных санкций, их аннулирования, а также рассмотрение и удовлетворение рекламаций; форс-мажорные обстоятельства, особые условия, юридические банковские реквизиты продавца, подписи сторон, печать продавца.
В случае если продавец осуществляет предоставление (продажу) туристской услуги на условиях публичной оферты, опубликованию подлежат реквизиты, составляющие общие условия предоставления туристской услуги (тура, туристской поездки) данным продавцом и существенные условия договора. Данные условия публикуются в каталогах фирмы или в иных документах, которые должны быть расположены в офисе фирмы в удобном для посетителей месте. Продавец должен подписать с каждым туристом (в 2 экземплярах - по одному для каждой стороны) договор на туристское обслуживание, содержащей все вышеуказанные реквизиты.