Анализ ценовой и сбытовой политики ЗАО "Сияние"
Анализируя данные таблицы 12, можно отметить, что все виды изделий цеха ерши - щетки, за исключением обувного помазка рентабельны. Наиболее прибыльны щетки для обуви и щетки - швабры, прибыль по ним в 2005 году составила 110,84 тыс. руб. и 102,76 тыс. руб. Наиболее высокий показатель рентабельности у изделия набор автомобильный, на 1 января 2006 году он составил 40,56%.
На рисунке 4 представлена структура основных видов товарной продукции ЗАО "Сияние" за последние три года.
Рис.4. Структура товарной продукции ЗАО "Сияние" за 2003-2005 г. г. (тыс. шт.)
Рис.4. Структура товарной продукции ЗАО "Сияние" за 2003 - 2005 г. г. (тыс. шт.)
В 2003 году большую часть всей выпущенной продукции заняли щетки - 57,5%, а в последующие годы наблюдается снижение их выпуска - в 2004 году на 6,4%, в 2005 году снижение на 21,3 %. Около 42% всей продукции в 2003 году составили кисти. В 2004 году их производство увеличилось на 6%, а в 2005 году - еще увеличилось на 14% по сравнению с предыдущим годом.
Производство ершей в 2003 году составило 0,5% всего объема продукции, а в 2004 году их производство почти не изменилось - увеличилось на 0,3%. Однако в 2005 году - произошло увеличение выпуска до 1,17%, что составляет увеличение на 0,4% и на 0,7% по сравнению с 2004 и 2003 годами соответственно.
Аналогичная ситуация наблюдается и с производством автомобильных наборов - в 2003 году они составили около 0,1% от общего объема выпускаемой продукции, в 2005 - увеличился на 0,2% по сравнению с 2004 годом и составил около 0,5%. В 2004 году предприятие стало выпускать новый вид продукции - коврики автомобильные, которые составили менее 0,1% общего выпуска, а в 2005 году их производство увеличилось почти в 3 раза.
Рис.5. Динамика реализации кисте - щеточной продукции ЗАО "Сияние"в 2005 году
Рисунок 5 характеризует динамику реализации продукции ЗАО "Сияние" в 2005 году помесячно. Наибольший объем продаж приходится на декабрь, апрель и сентябрь.
Рост объема продаж в период с августа по сентябрь можно объяснить:
- увеличением спроса на художественные и клеевые кисти в связи с началом учебного года у школьников и студентов профессиональных художественных заведений;
- увеличением спроса на щеточные изделия учебными и бюджетными учреждениями в связи с началом осеннего сезона. В декабре объем продаж возрастает за счет увеличения спроса на сувенирную продукцию в связи с притоком туристов на вотчину деда Мороза в период зимних праздников.
По результатам проведенного маркетингового анализа продукции ЗАО "Северные сори" можно выделить четыре категории товаров:
¾ "звезды", которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
¾ "дойные коровы" - переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование "трудных детей";
¾ "трудные дети" - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать "звездами";
¾ "мертвый груз" или "неудачники" - нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование "трудных детей", которые в ближайшее время могут стать "звездами", в поддержке достаточного количества "звезд", которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и "дойных коров", способствующих финансированию "трудных детей".