Анализ ценовой и сбытовой политики ЗАО "Сияние"
На анализируемом предприятии "звездами" в настоящий момент являются изделия:
¾ Кисть для бритья
¾ Щетка для обуви
¾ Щетка для пола
Данные товары приносят высокую прибыль, рентабельность по ним составляет от 20 до 30%, при этом за три года отмечен рост спроса на данные товары. Изделия находятся на второй стадия жизненного цикла товара, на которой происходит рост и развитие продаж.
К "дойным коровам" относятся изделия:
¾ Кисть малярная
¾ Кисть маховая
¾ Кисть радиаторная
¾ Щетка одежная
¾ Щетка головная
¾ Щетка - швабра
Их рентабельность ниже (в среднем от 10 до 20%), но они приносят достаточно большой доход и их производство является еще выгодным для предприятия. Но поскольку кисть малярная находится на четвертой стадии жизненного цикла на рынке, наметился спад производства, то его нужно постепенно заменять новым, способным принести предприятию в будущем прибыль "восходящей звезды".
К категории "мертвого груза" отнести изделия:
¾ Кисть флейца
¾ Набор флейц
¾ Кисть филеночная
¾ Кисть художественная
¾ Обувной помазок
Как показал анализ, перечисленные товары находятся на четвертой стадии жизненного цикла, они не рентабельны, приносят предприятию убытки. По отношению к ним необходимо либо сокращать производство, либо повышать цены. Применение методов стимулирования продаж, например рекламы, скидки, здесь не помогут, потому что рынок уже перенасыщен данными товарами.
К "трудным детям" можно отнести:
¾ Ерши
¾ Набор автомобильный
Рентабельность данных товаров составляет более 20%, объемы спроса резко возрастают из года в год.
Таким образом в ЗАО "Сияние" возможно сокращение производства товаров из категории "мертвого груза" значительное увеличение производства ершей и автомобильных наборов. Кроме того, необходимо разработать новый вид продукции, от которого предприятие в будущем сможет получить высокий доход.
Рис.6. Реализация кисте - щеточной продукции по регионам
Далее, в процессе анализа необходимо провести анализ покупателей и факторов покупательского спроса. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоевыванию у конкурента ниши на рынке.
Для выявления основных факторов, влияющих на решение о покупке кисте - щеточных изделий был проведен опрос покупателей. В результате проведенного опроса респондентов следует, что при выборе кисте - щеточной продукции покупатели ориентируются в целом на четыре основных характеристики товара:
- цена
- качество
- дизайн
- используемое сырье
Для выявления основных факторов, влияющих на решение о покупке кистевой и щеточной продукции, был проведен дополнительный опрос покупателей в 2005 году на областном рынке. Результаты оказались следующими:
Рис.7. Факторы, влияющие на решение о покупке кистей
Рис.8. Факторы, влияющие на решение о покупке щеточных изделий
Проанализировав результаты ответов покупателей можно сделать следующие выводы:
¾ при принятии решения об окончательной покупке кистей решающее значение играет такой показатель, как качество, второстепенное - цена и последнюю роль - сырье, из которого они производятся.
¾ при покупке щеточных изделий - важную роль играет цена, потом уже качество и сырье (натуральная щетина) и лишь последнюю роль - дизайн щеток.