Организация исследования
мотивация профессиональная адаптация
В дальнейших рассуждениях я исходила из предположения, что ключевыми компетенциями менеджера будут компетенции, необходимые для решения ключевых задач этой деятельности. Затем был осуществлен подсчет общего рейтинга для каждой компетенции. В результате был получен список из 20 компетенций с общим рейтингом от 3 до 49. Из списка были исключены компетенции, общий рейтинг которых ниже 20 (число, составляющее меньше половины от максимального рейтинга). Таким образом, был получен следующий набор ключевых компетенций менеджера проектов:
. Инициативность - стремление делать больше чем требуется.
. Межличностное понимание - способность внимательно слушать и понимать невысказанные или высказанные частично мысли чувства и заботы других.
. Поиск информации - желание знать больше, чем необходимо.
. Умение воздействовать и оказывать влияние - желание и способность повлиять на «партнера», убедить его принять свою позицию.
. Вербальный интеллект - способность четко и ясно излагать свои мысли.
. Гибкость - способность адаптироваться и эффективно работать в разнообразных ситуациях. Способность понимать и ценить различные и противоположные точки зрения, адаптировать подход по мере изменения требований ситуации и менять или принимать изменения.
. Аналитическое мышление - понимание ситуации при помощи разбиения ее на более мелкие части и установление причинно-следственных связей.
. Концептуальное мышление - понимание ситуации путем объединения частей, способность взглянуть на картину в целом.
. Построение отношений - желание работать над построением дружеских, теплых отношений с людьми, которые являются или могут стать полезными для достижения рабочих целей.
.Уверенность в себе - высокая самооценка, вера в собственные возможности.
Выявленные в исследовании компетенции могут быть использованы для решения задач, связанных с отбором, обучением и профессиональным развитием таких менеджеров.
Для дальнейшего исследования наиболее значимыми, являлись ключевые компетенции, содержащие коммуникативную компетенцию в наибольшем объеме. Для этого группой экспертов было проведено ранжирование данных компетенций по относительному объему коммуникативной составляющей, с последующей дискуссией. В итоге компетенции были разделены на три группы: компетенции, содержащие максимальный, средний и относительно небольшой объем коммуникативной. Было решено продолжить работу с компетенциями входящими в первую и вторую группы, а именно компетенциями: Вербальный интеллект, Умение воздействовать и оказывать влияние, Межличностное понимание, Построение отношений и Гибкость.
Для оценки существующего уровня данных критериев в исследуемой группе менеджеров, был проведен Центр Оценки.
ЦО включал пять моделирующих упражнений: выступление, дискуссию с нераспределенными ролями, дискуссию с распределенными ролями, ролевые игры «менеджер - клиент» и «менеджер - подчиненный» и две тестовые методики: многофакторную личностную методику Р. Кеттелла, форму С и методику выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Поскольку ЦО планировался к проведению дважды, каждое упражнение было разработано в двух аналогичных вариантах. Предварительно, согласно руководящим принципам ЦО, для группы наблюдателей был проведен краткосрочный тренинг, решающий следующие основные задачи:
. Дать краткий теоретический материал по общим представлениям о компетенциях, анализу работы и методу ЦО и к единому пониманию этих терминов в рамках данного проекта.