Развитие теории конкурентных преимуществ
Таким образом, выявление сущностных положений современной теории конкурентных преимуществ позволило установить тенденцию нарастания в ней значимости идей нелинейного стратегического управления, в первую очередь - инновационной составляющей и борьбы за интеллектуальное лидерство, что стало исходным пунктом для обоснования необходимости формирования инновационного типа конкурентного поведения субъектов хозяйствования.
На основе обобщения известных подходов к построению конкурентных преимуществ нами определены характеристики современной парадигмы управления ими на макро- и микроуровнях с использованием ряда известных и новых трактовок, актуальных и важных в контексте гармонизации конкурентной и инновационной политики.
. Формирование и развитие портфеля компетенций субъекта хозяйствования как более перспективного варианта развития по сравнению с портфелем стратегических единиц бизнеса.
. Сочетание процессов продуцирования собственных и абсорбции внешних инноваций как источника конкурентных преимуществ на основе сочетания маркетингового и ресурсного подходов в управлении.
. Приоритетное и превентивное развитие человеческого ресурса, внедрение менеджмента знаний и формирование на основе этого креативной сети.
. Использование ресурсного подхода и механизма продуцирования идей начиная с низового уровня (так называемая "система корня").
. Формирование незначительного количества конкурентных преимуществ.
. Пересмотр (адаптация) организационных структур управления субъектами хозяйствования.
ВЫВОДЫ
Обобщение теоретических основ формирования конкурентных преимуществ как источника конкурентоспособности субъектов хозяйствования позволяет сформулировать следующие выводы:
разработка и развитие механизмов экономической политики государства, в первую очередь конкурентной и инновационной, должны учитывать тенденции развития теории конкурентных преимуществ и на основе этого стимулировать формирование инновационного типа поведения субъектов хозяйствования и развивать инновационную инфраструктуру, регулировать процессы формирования и развития конкурентной среды, в том числе барьеры вхождения в отрасль, осуществлять контроль за деятельностью функционирующих монополий, предотвращать попытки недобросовестной конкуренции и др.;
при построении и реализации конкурентных преимуществ субъекты хозяйствования должны избегать логически рационального поведения, то есть принимать нестандартные, непрогнозируемые конкурентом решения. В противном случае их стратегия окажется ожидаемой конкурентом, что в условиях гиперконкуренции приведет к потере рыночных позиций;
субъектам хозяйствования важно оперативно реагировать на потерю конкурентным преимуществом своей эксклюзивности, то есть отказываться от конкурентных преимуществ, утративших актуальность, и создавать новые преимущества для удержания потребителя и формирования новых рынков, сосредоточиваясь при этом на искусстве импровизации, умении быстро реагировать на новую ситуацию и находить необычный ответ на поведение конкурентов;
субъектам хозяйствования необходимо учитывать дуализм развития стратегического управления, который связан, с одной стороны, с тенденцией к построению краткосрочных стратегий, а с другой - со стремлением предугадать будущую структуру мировой и отечественной экономики, формировать новые сегменты рынка. Единственной полезной долгосрочной компетенцией, по мнению Г. Шрайэгга, должно стать умение постоянно искать и находить новые неожиданные для конкурента преимущества, а залогом успеха, по нашему убеждению, может стать внедрение инновационного типа поведения;
создание и быстрое использование конкурентных преимуществ предполагает акцентирование внимания на гибкости субъекта хозяйствования как экономической системы, и при этом актуализируются новые аспекты гибкости - сочетание механизмов рыночной, финансовой и производственной гибкости;
формирование тенденции смещения акцентов в системе управления предприятием в пользу организационной и мотивационной функций (утрата примата функцией планирования), что подтверждается ростом актуальности теории организации, теории систем, социально-психологических аспектов теории мотивации, увеличением количества исследований в сфере гибких виртуальных организаций и т. д.