Методы оценки эффективности корпоративной культуры после внедрения мероприятий
*Закрашенными клеточками помечены выходные дни
Приложение 5
Тренинг «Формирование командного духа»
Упражнение 1. «Здравствуйте, а вот и я»
Инструкция: во время налаживания контактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятие партнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. Покажи себя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть самые разные: реклама, объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможет окружающим лучше представить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова: «Смотрите, кто пришел!»
Анализ упражнения:
Презентация кого из участников вам понравилась больше всего, почему?
Что нового об участнике тренинга вы узнали?
Почувствовали ли вы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытое общение?
Упражнение 2. «Нарисуй свое имя»
Инструкция: выбор имени имеет для человека первостепенное значение, а для тренинговых занятий это важно потому, что имя дает возможность лучше понять человека. Задание выполняется просто: нужно нарисовать свое имя, а затем написать его крупно на приготовленной заранее визитке.
Анализ упражнения заключается в обсуждении вопроса: «Почему участник тренинга оставил себе свое имя или взял тренинговое?»
Упражнение 3. «Правило нашей группы»
Инструкция: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важно или принять правила, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно .», «В этой группе опасно .», «В этой группе можно .», «Из этой группы может быть исключен тот, кто .».
Примерные правила:
Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
Наша первая цель - установить позитивные контакты друг с другом.
Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
Мы должны прислушиваться к другим.
Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.
Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.
Анализ упражнения:
В какой степени предложенные правила ясны участникам?
Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение 4. «Качество, которое я ценю в людях»
Инструкция: подумайте, какое качество вы больше всего цените в людях. Придумайте или вспомните рассказ, историю, притчу, сказку, которые бы содержали информацию об этом качестве. Желающие представляют свой рассказ, все остальные должны догадаться, о чем идет речь.
Анализ упражнения:
О каком качестве шла речь?
По каким признакам вы об этом догадались?
Совпадает ли мнение рассказчика с вашим?
Помогла ли вам форма представления качества вникнуть в смысл того, что говорит собеседник?
Упражнение 5. «Пожелание друга»
Инструкция: закройте глаза . Пусть вам вспомнится тот, кто желает вам добра и искренне заинтересован в ваших успехах. Теперь представьте, что он говорит о том, чему вы научитесь на тренинге. Выберите из его пожеланий два, наиболее важные для вас.
Анализ упражнения:
Какие цели занятий являются приоритетными?
Каково количество совпадений этих целей у участников?
Насколько широк диапазон ожиданий в вашей группе?
В какой мере ожидаемые результаты каждого участника совпадают с целями тренинга вообще?
Упражнение 6. «Кто для меня самый чужой»
Инструкция: в работе любой тренинговой группы некоторые участники чувствуют себя несколько скованно, поэтому не хотят отвечать на вопросы, не принимают задания и т. д. Чтобы снять такое напряжение, следует уяснить для себя причину дискомфорта. Оглянитесь вокруг и постарайтесь ответить на вопрос: «Кто из участников в данный момент кажется вам чужим?» Нарисуйте портрет этого человека, выберите карандаши, которые по цвету отражают ваше отношение к нему. Подпишите портрет, поставьте дату, отдайте его тому, кого нарисовали.